14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Во-первых, это совершенствование правового регулирования природоохранитель-ной деятельности. Законодательство закрепляет:

- режим природопользования (порядок использования земли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления причиненного в результате пользования ущерба, улучшения состояния земельных и других угодий и проч.);

- выделение особо охраняемых, режимных объектов (заповедники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;

- социальные и технические стандарты (например, нормы ПДК — предельно допусти-мых, концентраций различных веществ в воздухе, воде, санитарно-гигиенические нормативы и т.д.);

- порядок осуществления контроля и надзора за реализацией соответствующих право-вых предписаний, средства защиты и охраны среды;

- уголовно- и административно-правовые запреты (ответственность за загрязнение среды, браконьерство, незаконную порубку леса и др.);

- процедуры решения спорных вопросов, реализации юридической ответственности, средства юридической защиты должностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность и проч.

Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов госу-дарства, направленная на обеспечение законности в сфере природопользования и охраны ок-ружающей среды, в том числе:

- организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел;

- организация и деятельность выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и проч.);

- деятельность администрации соответствующих государственных учреждений, пред-приятий, организаций (в том числе администрации заповедников, заказников и проч.).

В-третьих, деятельность государства в сфере международно-правовых отноше-ний. Здесь можно указать на следующие формы:

- участие государства в работе международных организаций, осуществляющих эколо-гическую деятельность;

- сотрудничество с Международным союзом охраны природы и другими подобными неправительственными организациями;

- обеспечение реализации международно-правовых соглашений и иных документов, направленных на решение природоохранительных задач (Общесистемная программа ООН по окружающей среде и др.).

В-четвертых, немалое значение имеют и неправовые формы природоохранитель-ной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию экологического воспи-тания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объ-единениями, осуществляющими природоохранительную деятельность, вовлечение в эту ра-боту широких слоев населения.

Стоит между тем отметить имеющееся в нашей стране неблагополучие в организации и обеспечении экологической безопасности. Так, в значительной степени устарело законода-тельство, регламентирующее сферу экологии. Оно не в полной мере учитывает новые усло-вия жизни общества, в том числе развитие рыночных отношений. Сейчас проводится работа по обновлению этой сферы законодательства.

Нормы ПДК (предельно допустимых концентраций) не опубликованы и существуют далеко не по всем веществам (около 200, хотя в промышленных выбросах их тысячи).

Как отмечал бывший министр охраны окружающей среды, и природных ресурсов России Данилов-Данилян, на природу у нас не обращают внимания. Лесо-, рыбо-, охотохра-на, санэпидстанции не работают, нередко сами дают разрешения на нарушение эко-логических норм. Охрана природы передана из ведения государства в ведение муниципаль-ных органов. Очистных сооружений не строят, деньги расходуют на другие цели.

Все это указывает на необходимость резкой активизации природоохранительной дея-тельности государства. Проблема становится еще более актуальной в связи с низким уров-нем экологической культуры большинства граждан и должностных лиц: весьма небольшое число людей понимает важность этой проблемы, сознает реальность угрозы гибели природы и связанной с этим неизбежной гибели самого человечества.

35.3. Государство, право и народонаселение

Проблема народонаселения — одна из глобальных проблем современности, выдвинув-шаяся на первый план и тесно связанная, прежде всего, с проблемами мира, жизнеобеспече-ния и преодоления отсталости. Прямо или косвенно она входит в содержание каждой из че-тырех сфер деятельности государства: экономической, политической, социальной и духов-ной, но прежде всего — социальной. Народонаселение является предметом изучения науки, носящей название «демография». Демография исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни), зависимость состава и движения населения от соци-ально-экономических, духовно-культурных и других факторов.