14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Сегодня уже недостаточно ограничиваться констатацией возрастающей роли пра-вового регулирования, необходим предметный анализ вопроса применительно к разным об-ластям и характеру общественных отношений. Особый акцент должен быть сделан на грани-цах законодательного регулирования, так как развитие общественных отношений юридиче-скими средствами возможно лишь в одном случае: если эти отношения подвластны правово-му воздействию.

При этом нельзя отбрасывать уже достигнутое нашими исследованиями:

а) юридический закон — сильное, но не всесильное средство;

б) кроме права существуют иные социальные регуляторы поведения людей;

в) пока имеются противоречия, обусловленные принципами социального развития, пока остается государство, законодательство не потеряет своего значения в установлении порядка, обеспечении стабильности и согласованного развития общественных отношений, в предупреждении социальных отклонений и борьбе с наиболее вредными из них.

Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специ-фичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регу-лирование экономических отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответст-вующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы не-правовые. Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкрет-ных нормативно-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Од-нако здесь легко впасть и в другую крайность (в ошибку), а именно — недооценить роль зако-нодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего кос-венно — через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управ-ленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и т.д. Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из вида «производительную» роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на асоциальные ценности.

Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе — государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому за-кону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность ре-гулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.

Взаимодействие законодательства и культуры в практическом плане мыслится только в рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нрав-ственной, правовой культуры. В этом отношении заслуживает пристального анализа пример России. В общем, следует, видимо, согласиться с академиком Д.С. Лихачевым, который ре-шительно возражает против тезиса об отсталости тысячелетней культуры России. И в таком случае тот правовой нигилизм, который свойствен как рядовому, так и чиновному россий-скому люду, одновременное стремление к свободе и власти будут объясняться особенностя-ми поляризованного русского характера, евразийским началом вселенских стремлений вос-точнославянских народов.

34.2. Роль закона в формировании правовой культуры

Правовая культура — это одновременно:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

- состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности;

- результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, создан-ных людьми.

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личност-ном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности.