14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:

- необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;

- необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;

- предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за ис-пользованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «партнерство» оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» выну-ждены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в качестве субъекта эконо-мической деятельности, — идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес вза-имно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных за-дач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излиш-ние трения.

В последние годы вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются про-цедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманизации пред-принимательской деятельности можно сослаться на законодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение мо-нопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централиза-ции капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерализацию рыночных отношений, когда монополизация рынка оборачивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных ограничений и т.д.). Одно из самых «старых» — антитрестовское законодательство США, ведущее свою историю с 1890 г. Не так давно (в 1986 г.) обновилось, например, законодательство о либерализации цен и конкуренции во Франции. Оно предусматривает:

- ликвидацию государственного контроля над ценами;

- приватизацию предприятий государственного сектора;

- ослабление государственного контроля в некоторых отраслях экономики;

- расширение государственного контроля за недобросовестной конкуренцией. Полу-чила прямое запрещение деятельность по ограничению доступа на рынки, фиксированию цен, распределению рынков и т.д.

Существенным является вопрос о предоставлении определенного правового режима иностранным хозяйствующим субъектам. Здесь возможны три основных варианта. Во-первых, иностранным участникам может предоставляться режим, свободный от дискри-минации. При этом правовом режиме отечественные предприниматели пользуются приори-тетом. Во-вторых, иностранным участникам может предоставляться режим наибольшего благоприятствования. В-третьих, может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в равное положение с другими партнерами. Выбор того или иного правового ре-жима, который предоставляется иностранным участникам, зависит от многих факторов эко-номического и политического порядка. Многие зарубежные государства избирают путь за-щиты отечественных предпринимателей. Основные направления в регулировании рыночных отношений следующие:

1. Установление целей развития рынка. В законодательстве указываются только об-щие ориентиры, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не за-прещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе анти-гуманны, противоестественны.

2. Законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенст-во.

Тема 34. Государство, право и культура

34.1. Регулирующая роль законодательства в сфере культуры

Предварительным условием надежных выводов и рекомендаций науки является об-щетеоретическая разработка вопроса о возможностях закона и пределах его регулирующей функции.