14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Важнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотрен-ных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» преду-сматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др.

Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении пол-номочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках.

Компетенция высшего органа представительной власти определяется его ролью в ме-ханизме государства главным образом как законодательного органа. Он разрабатывает сис-тему правового регулирования отношений в сфере безопасности, отражая в ней приоритеты в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюд-жетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность сис-темы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, осуществляя, в ча-стности, конституционный контроль, реализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Наконец, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

В то же время функция по обеспечению безопасности — это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они обладают необходимыми силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

Важную роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасно-сти Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», указами Президента, другими нормативными правовыми актами.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготов-ку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интере-сов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государ-ственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности формируется Президентом РФ. Он является органом, обеспечи-вающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее неза-висимости и государственной целостности.

Основной задачей Совета Безопасности является определение жизненно важных ин-тересов общества и государства, устранение внутренних и внешних угроз объектам безопас-ности и разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации. Он готовит рекомендации Президенту по принятию оперативных решений, на-правленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к су-щественным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим, иным по-следствиям, по организации их ликвидации.

Совет Безопасности возглавляет Президент РФ, являющийся его председателем. Чле-ны Совета Безопасности назначаются им персонально.

Совет Безопасности образует межведомственные комиссии — свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональ-ному или, региональному признаку на постоянной или временной основе. Комиссии воз-главляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответ-ствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граж-дан и общественной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международ-ной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасно-сти; по охране здоровья населения; по экологической безопасности.