14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




42.

Следующий принцип — это принцип гражданства. Он играет важнейшую не только юридическую, но и психологическую роль. Принадлежность человека к стране прямо отра-жается на его поведении, уважении законов и государства, его патриотизме, любви к своему отечеству. Возврат к феодализму, удельным княжествам средневековья, разноуровневому гражданству человека приводит к отрицанию федеративного устройства государства, поли-тической борьбе, межнациональным конфликтам, подрывает сущность партнерства в обще-ственных отношениях.

Связь между принципами равенства субъектов, верховенства основного закона, граж-данства возможна лишь при существовании принципа верховенства судебной власти, су-дебного контроля за конституционностью законов. Конституционный Суд или Верховный Суд Федерации осуществляет высший судебный контроль за состоянием соблюдения феде-ральной Конституции всеми субъектами права. Любое решение органов государства должно быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Дан-ный контроль — весьма эффективное средство заставить все звенья государственного меха-низма уважать основные принципы общества. При этом по общему правилу рассмотрение всех дел — компетенция судов субъектов федерации. Федеральный же суд должен рассматри-вать только дела, затрагивающие интересы федерации или федеральный закон. Таким об-разом, в федерации создаются две судебные системы: федеральная и республиканская. Ко-нечно, это возможно при условии того, что федерация — желаемая всеми субъектами форма государственного устройства, а Конституция федерации будет действительно основным за-коном государства, из которого все его субъекты будут черпать свою энергию, силу и пове-дение.

Принцип взаимной ответственности субъектов права также выступает одним из связующих звеньев обеспечения партнерских отношений в обществе. Он предполагает то, что современное демократическое государство обязано иметь правовые нормы, гаран-тирующие ответственность федерации, ее субъектов, государственных органов и должност-ных лиц, общественных формирований, граждан в их взаимоотношениях.

Таким образом, достижение партнерства в общественных отношениях между различ-ными субъектами — это не самоцель общества, а условие нормальной его жизни. Оно служит защите фундаментальных прав человека, противостоит грубой силе, способствует развитию личности, создает условия для расцвета всего общества.

31.4. Правовое регулирование межнациональных отношений

В современных условиях проблема правового регулирования межнациональных от-ношений приобретает все большее значение, становится предметом пристального внимания международных организаций, парламентов и правительств, политических и го-сударственных деятелей, ученых и общественности. Национальные отношения — это разновидность общественных отношений. И поэтому на их правовое регулирование распространяются те же основные принципы, которые используются при регулировании общественных отношений в целом. Вместе с тем специфика национальных отношений (их духовная, территориальная и другая определенность) требует при подходе к ним особой осторожности, деликатности как со стороны законодателя, так и со стороны правоприменителя. В многонациональном государстве значимость рационального правового регулирования многократно усиливается, что обусловливает необходимость создания концепции государственной безопасности как системы «взаимоувязывания» национальных и государственных интересов.

Единство различных наций и народностей скрепляется на уровне личности, коллектива и всего гражданского общества. Национальные отношения реализуются в плоскости: целостный мир — государство — классы — нации — граждане. Недооценка в правовом регулировании отдельного звена этой структуры резко снижает его эффективность. Нельзя игнорировать ни гражданский, ни общечеловеческий, ни национальный фактор. Любое искусственное возвышение статуса одной нации над всеми остальными, навязывание идеи о приоритете права нации над правами других наций, граждан неизбежно приводят к появлению межнациональной напряженности в обществе, национализма, шовинизма, расизма.

Поэтому в демократическом правовом государстве посягательство на национальное, расовое равноправие, территориальное единство государства, деятельность любых объеди-нений граждан, политических партий, направленная на возбуждение национальной или расовой вражды, розни или пренебрежения, применение насилия на национальной почве должны признаваться противозаконными. Юридическое, политическое и экономическое равенство наций ведет к гармонизации и партнерству в межнациональных отношениях.