14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным пунктом в содержании теории правового государства.

Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль обосновывал извест-ный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что су-вереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманисти-ческое понимание человека — созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) яв-ляется результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как вы-ражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно при-обретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Дек-ларация независимости США) содержится следующее положение:

«Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых…». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, неза-висимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как гос-подство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию вер-ховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организо-ванного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых фор-мах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполни-тельной, и к судебной власти.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продук-том государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформирован-ной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых от-ношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по сле-дующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем по-лучают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных право-отношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескьё, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано госу-дарственное устройство Римской республики.

Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в од-них руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так назы-ваемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возмож-ностей взаимоконтролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло кон-ституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.