14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Последнее может быть различным по форме правления, государственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности. Государство как нецелостная система — теоре-тический нонсенс.

Потеря по каким-то причинам государством своей целостности граничит с его поли-тической деградацией, развалом как определенной системы, как целого. Перефразируя из-вестные слова Монтескьё, заметим, что миром управляет не фортуна, не фатум и не случай-ности.

Выключение страны из общего контекста развития цивилизации, игнорирование принципов гражданского общества, правовой государственности приводят режим в болото политической стагнации, экономического застоя, идеологического догматизма, духовной нищеты и (как закономерный результат) к разрушению, развалу. Кризис основополагающих нравственно-правовых ценностей общества, игнорирование закономерностей формирования целостных систем всегда приводят господствующий режим к политическому и духовному параличу, грозят разложением самой ткани социальной жизни.

В обеспечении целостности государства огромную роль играют духовные основы по-литической системы. При сохранении духовных ее ориентиров и при одновременном разру-шении единого политического, экономического, территориального и правового поля госу-дарства, государство как целостная система способно на возрождение. Исторические приме-ры дает, в том числе, история Руси, когда после разного рода разрушений сохранялось един-ство высших нравственных, духовных ценностей, ставших затем основой для постепенного возрождения русского государства. И огромную роль здесь сыграла церковь — духовный оп-лот и нравственный гарант русского народа.

Иными словами, какова бы ни была организация государства, его целостность нико-гда не может быть идентична целостности всего общества как явления, неизмеримо более крупного, более сложного и менее однозначного. В лучшем случае они могут более или ме-нее соответствовать друг другу, дополнять друг друга, но не равняться или быть тождест-венными друг другу. При определенных условиях духовная целостность общества, его на-строй, шкала утвердившихся моральных и этических норм, формирование которых не всегда поддается рациональному теоретическому объяснению, могут оказаться причиной глубоких перестроек, казалось бы, здорового государственного организма. И это, заметим, при стабильных экономических отношениях. Поэтому политическая, экономическая и любая другая целостность государства всегда должна исходить от целостности общества, и прежде всего духовной, нравственной.

Возникновение целостного государства есть следствие действия общих причин все-общей взаимосвязи явлений окружающего человека мира, всеобщей системности, взаимоза-висимости мышления и бытия. Но на его формирование огромное влияние оказывают также и частные причины, характерные для конкретного исторического этапа развития общества, которые, не отменяя общие закономерности, отражаются на специфике, особенностях госу-дарственно-организованной системы. Поэтому целостность государства никогда не бывает близкой, стандартной для всех народов и культур на все времена. Хотя каждая историческая эпоха характеризуется собственными и только ей присущими социально-политическими па-раметрами, расстановкой сил, детерминант, приоритетов и т.д., у нее всегда глубокие нацио-нальные, культурные, духовные, ментальные характеристики, уходящие своими корнями в глубь веков, в историю народа, общества, государства.

Целостность государства не может быть чем-то аморфным, ирреальным, искусствен-но сконструированным. Наоборот, она всегда должна быть системой строго очерченных правом границ поведения субъектов права. Сама ее сущность исключает какое-то произвольное толкование вне зависимости от объективных принципов системной организации целого, выражает неразрывную связь формы с содержанием как своеобразная генетически заданная программа для определенного уровня развития, например государства, проявляющаяся в конкретных политических реальностях. Наряду с другими механизмами — историческими, международными — целостность государства представляет собой наиболее высокий уровень социально-политической организации общества, его нормативно-правового обобщения.

И если в порядке вывода обратиться к некоторым принципам системной методологии, теории целостности государства, то можно отметить, что:

- целостность является таким системным признаком государства, который выражается в стабильности, устойчивости общественных отношений, фиксирует внимание на факторах внутренней упорядоченности, организованности, взаимосогласованности политической системы;

- не всякое государство является целостной социально-политической системой, но всякое государство не может развиваться, не будучи таковой;

- государство как целостная система может быть различного уровня сложности: от унитарного (простого) до федеративного (сложного);

- целостность государства указывает на тот или иной исторический тип государства, уровень развития демократии, культуры, статус человека в этой системе как личности и гра-жданина;

- как и всякое социальное явление, целостность государства связана с сознанием че-ловека, уровнем нравственного, духовного развития общества;

- целостность государства проявляется в уровне жизни населения, степени социаль-ной защищенности человека, обеспеченности гражданских прав и свобод, способности политической власти осуществлять эту власть на легитимных, правовых, нравственных основаниях;

- целостность государства — это подсистема существующей общественной системы; адекватность целостности государства целостности общества — одно из условий стабильно-сти политической системы;

- целостность государства — это одна из основ политической власти, способ организа-ции, разграничения, соединения, сочетания социальных потребностей и интересов; отсюда ее можно рассматривать в качестве определенного союза граждан, социальных групп, направленного на объединение в единое государство;

- обеспечение своей целостности — один из принципов государства, выражающийся в ряде его функций, направленных на охрану единого экономического, политического, терри-ториального, правового пространства на всей территории страны.

26.2.