14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Тема 26. Теория целостности государства

26.1. Целостность — признак и ценностное свойство государства

Государство — это одна из разновидностей социальных систем*, которому наряду с его известными и исследованными ранее признаками — публичная власть, территория, право и др. — свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.

* Система — множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. (Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С.18).

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной систем-ной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что це-лостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабиль-ное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступа-ет объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в ре-зультате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической систе-мы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого.

Целостность — это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю компо-зиционную направленность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации сис-темы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется госу-дарство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей соци-ально-политической целостности, преобразует их согласно ее природе. Этот феномен соци-ально-политической действительности с предельной отчетливостью демонстрирует классо-вую, гуманистическую или иную другую сущность данной государственно-правовой систе-мы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исторического долголетия государства как системы.

Причем многие прежние свойства частей и элементов общества, которые были им присущи до вхождения в политическую систему, исчезают или, напротив, актуализируются. При необходимости и сами отдельные части и элементы общества качественно преобра-зуются адекватно своему новому состоянию. Именно так это происходило, например, с пер-вобытными социальными регуляторами, т.е. обычаями, которые были отчасти восприняты политической властью и соответственно трансформированы в те или иные нормативно-правовые акты, отчасти отвергнуты как противоречащие новым господствующим интересам. Поэтому на всех компонентах государства лежит своеобразная печать его целостности, проявляющаяся в определенной его сущности, формах, функциях, назначении. Отсюда целостность государства относится ко всем проявлениям государства — как внутренним, так и внешним.

Для государства целостность выступает не прихотью правящего режима и не только определенным результатом предшествующего исторического развития общества. Охраняя свою целостность — политическую, экономическую, территориальную, правовую, социаль-ную, идеологическую — государство в лице публичной власти охраняет господствующий правопорядок, защищает общество от асоциальных проявлений, от распада общественности как таковой. В обеспечении государством своей целостности видится не только выражение существующих общественных отношений, но и его (т.е. государства) природный «инстинкт», с потерей которого возникают различного рода социальные катаклизмы. Именно поэтому целостность государства и необходимо рассматривать как признак государства, выражающийся в его устойчивости, стабильности, реализующийся в определенном политическом режиме, союзе с обществом, личностью.

Целостность — первичный доминирующий и детерминирующий фактор государ-ства как целого, как системы. Государство не может существовать вне или помимо него. В свою очередь, это означает, что, во-первых, в социально-политической системе объективно необходим примат (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов и, во-вторых, что целостная социально-политическая система — единственно возможная форма существования государства.