14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Должностью определяются характер выполняемой работы, обязанности и права, поощрения и ответственность служащего, требования к его профессио-нальной подготовке. В настоящее время можно наблюдать крепнущую тенденцию перехода от системы занятия должностей к системе кадровой службы, распространенной в России до Октябрьской революции, а сейчас преобладающей главным образом в Западной Европе. Система кадровой службы базируется на существовании так называемых корпусов (катего-рий) чиновников. Корпус — совокупность служащих, которые подчинены одному и тому же особому статусу и для которых установлена единая табель о рангах. Противопостав-ление системы кадровой службы и системы занятия должностей не абсолютно, между ними имеется сходство. В рамках кадровой службы существуют должности, а система занятия должностей в некоторых странах — не только в России, но и, например, в США — имеет тен-денцию к превращению ее в систему кадровой службы. Тем не менее, они имеют существен-ные отличия, детерминируемые мобильностью служащих: в системе кадровой службы слу-жащие менее мобильны, но их положение более стабильно как в плане занятия самой долж-ности, так и в плане соблюдения соответствующих гарантий.

В России государственная должность, согласно принятому закону об основах го-сударственной службы — это должность в федеральных органах государственной вла-сти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией России, с уста-новленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение обязанностей.

Государственные должности подразделяются так: 1) должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственного органа (Президент Россий-ской Федерации, Председатель Правительства России, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Фе-дерации, депутаты, министры, судьи и др.) — должности категории «А»; 2) должности, уч-реждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б»; 3) должности, уч-реждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий — го-сударственные должности категории «В». Перечень государственных должностей указанных категорий дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

Наряду с общим понятием государственной должности законом дается понятие госу-дарственной должности государственной службы, объединяющее должности только катего-рий «Б» и «В». В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации (части общего Реестра государственных должностей) указанные должности классифицируются по группам (в частности, выделяются высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности). К указанному Реестру прилагается перечень специализаций должностей и классификационные требования к лицам, их замещающим.

Прохождение государственной службы начинается с момента зачисления на службу и оканчивается прекращением исполнения служебной деятельности. Прохождение службы оз-начает реализацию служебной карьеры. Последняя начинается с поступления на службу. В основе системы отбора служащих (комплектования должностей) лежит принцип равенства (по признакам расы, убеждений и пола). В то же время данный принцип имеет, и часто жесткие, ограничения в возрасте (минимальный и максимальный возраст поступающих на службу), в гражданстве и даже связан со способностями — интеллектуальными, подтвержденными дипломами и свидетельствами; моральными, подтвержденными право-мерным поведением; физическими. Должности государственных служащих замещаются путем назначения или конкурса (выборов). Назначение производится уполномоченным на то органом или должностным лицом. Оно оформляется в виде юридического акта, являющегося основанием для вступления лица в должность с наделением его определенными правами и обязанностями. На местном уровне служащие назначаются соответствующими органами местного самоуправления.

Конкурс считается наиболее предпочтительным способом подбора служащих, по-скольку он обеспечивает доступ к должности только на основе способностей (критерий за-слуг) и в принципе более эффективно препятствует протекционизму, фаворитизму. По кон-курсу в Российской Федерации замещается ряд должностей в учебных заведениях, научно-исследовательских и некоторых других учреждениях.