14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая — по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья — это деятельность по охране правовых норм от нарушений. В последнее время на передний план выдвигается договорная в широком смысле форма осуществления государственной власти. Речь идет не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отношений. В основе современной демократической политической системы, правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, признании и поддержке государственной власти.

В принципе проблема договорных отношений в государственном управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени сочетаются с договорными формами взаимоотношений.

Имеются серьезные аргументы в пользу более широкого использования администра-тивных договоров. Во-первых, применение договора упрощает отношения между его сторо-нами, дает им возможность непосредственно обращаться друг к другу по вопросам его ис-полнения, а органу, заинтересованному в исполнении договора, — непосредственно приво-дить в движение факторы, обеспечивающие его исполнение. Во-вторых, это возможность особенно точного регулирования договором отношений между сторонами и установления точной регламентации тех вопросов, в которых заинтересован хотя бы один из участников этих отношений. В то же время административный акт именно в силу своей одно-сторонности (т.е. как исходящий только от издающего его органа управления) не дает доста-точных гарантий точного и полного учета интересов другой стороны. В-третьих, деятель-ность в форме договора в результате создания лучших возможностей контроля за работой органа управления эффективно содействует интенсификации соответствующей деятельно-сти. В-четвертых, договорная форма может внести существенный вклад в расширение глас-ности, демократизации государственного управления.

При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми, нетрадиционными по своей природе формами дея-тельности государства, отличаются особенностями, которые необходимо глубоко и всесто-ронне исследовать. Сущность административного договора (соглашения) состоит в его орга-низующем, координирующем и регулирующем характере, а значит, в управленческом воз-действии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

Как правило, такие договоры заключаются между непосредственными сторонами в целях координации их деятельности для выполнения какой-либо общей задачи. Часто с по-мощью административного договора регулируются межотраслевые отношения. В любом случае предметом административного договора являются управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявляется управленческая компетенция органов государства.

Ответственность сторон договора (соглашения) — это ответственность по инстанциям: для государственных органов — перед вышестоящими органами; когда договор заключается между государственными органами и общественной организацией — тоже соответственно перед вышестоящим государственным органом и органом общественной организации, хотя здесь дело обстоит значительно сложнее. В последнем случае ответственность не носит го-сударственно-правового характера, но и не является чисто административно-правовой в тра-диционном смысле. Природа ее двойственна и определяется неоднородностью участвующих в договоре сторон. Государственный орган может нести ответственность перед вышестоящей инстанцией — общественная организация вправе потребовать у государственного органа выполнения взятых на себя обязательств через вышестоящий орган. Последний должен принять имеющиеся в его распоряжении меры к выполнению обязательств со стороны подчиненного ему органа, в том числе дисциплинарные взыскания, налагаемые на виновных должностных лиц.

Другая сторона договорных отношений — общественная организация; государствен-ный орган, конечно, не может побудить ее к выполнению взятых обязательств.