14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно бази-руется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объектив-ном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (сред-ства) решения юридических дел.

Доктринальное (научное) понимание права требует синтетического (интегративного) определения. Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспечен-ных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

3.2. Источник (форма) права

Под источником позитивного (исходящего от государства) права принято пони-мать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта су-ществования права, на его формирование, изменение или констатацию факта пре-кращения существования права определенного содержания.

Источник внепозитивного (надпозитивного) права видят в объективной идее (разуме), в «природе вещей», в проявлениях божественной воли и т.д.

Разновидностями источников позитивного права являются правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент — решение по кон-кретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спо-рах; нормативный договор — акт волеизъявления самих участников общественных отноше-ний, содержащий правовые нормы, который получает поддержку государства. В современ-ных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются закон и подзаконный нормативный акт.

3.3. Определение закона и подзаконных актов

Одной из внешних форм выражения права является закон.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоре-чить им;

- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;

- законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, изда-ваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкрети-зации законодательных предписаний.

Не субъекты и даже не характер акта определяют его принадлежность к подзаконным актам. Главное их свойство состоит в том, что они содержат нормы права и имеют подзакон-ный характер. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.

Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечения исполнения зако-нов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам принадлежит наря-ду с процессуальными законами основополагающее значение в качестве юридической осно-вы всей правореализующей деятельности.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам Президента, постановлениям правительства. Министры издают приказы и инструкции и т.д.

3.4. Законность

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечи-вает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность — это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, об-щественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других за-конах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют право-вые требования и предписания.