14 Март 2011

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА




Он представляет собой результат трансформации культуры — общей, специальной или профессиональной и индивидуальной (личностной). Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоя-щей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительно-сти. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях отно-сительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она включает в себя не только результат, но и способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру обще-ства, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уро-вень правовой культуры индивида — это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правово-го регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или за-конности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости слу-жения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критерия-ми разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый ре-зультат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязан-ности безупречно служить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная активность, согласно концепции Д.Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рам-ках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная ак-тивность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной дея-тельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, про-должает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой це-ли и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов реше-ния, к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим.

Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сход-ных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической — формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы — качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой лич-ности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

В процессе профессионального отбора на работу в правоохранительные органы жела-тельно ориентироваться на последние два уровня интеллектуальной активности, как профес-сионально значимые, служащие обеспечению качества и эффективности выполнения слу-жебного долга. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое знание. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром — человеческая личность с ее естественными правами.

Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

16.2. Правовая идеология и правовая психология

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психо-логию.