16 Март 2011

Хрестоматия по философии




Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. — С.-Пб., 1903. — С. 335-336.
…Если мы желаем понять, для каких частей действительности никогда не может быть достаточным естественнонаучное трактование и какие предметы не только делают возможным историческое изложение, но и требуют его, мы можем при этом принять за исходный пункт лишь понятие о ценностях, которыми руководится историческое образование понятий.
Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. — С.-Пб., 1903. — С. 477-478.
Оценивать — значит высказывать похвалу или порицание. Относить к ценностям — ни то, ни другое.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — С.-Пб., 1911. — С. 131.
Лишь отношение к ценности определяет величину индивидуальных различий. Благодаря им мы замечаем один процесс и отодвигаем на задний план другой… Ни один историк не интересовался бы теми однократными и индивидуальными процессами, которые называются Возрождением или романтической школой. Если бы эти процессы благодаря их индивидуальности не находились в отношении к политическим, эстетическим и другим общим ценностям.
Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. — С.-Пб., 1903. — С. 315-316.
14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме
О. КОНТ
Чтобы лучше объяснить истинную природу и особый характер по-ложительной философии, необходимо, прежде всего, бросить общий взгляд на последовательное движение человеческого духа, рассматривая его во всей совокупности, так как ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей.
307

Изучая, таким образом, весь ход развития человеческого ума в различных сферах его деятельности, от его первого простейшего проявления до наших дней, я, как мне кажется, открыл главный основной закон, которому это развитие подчинено безусловно и который может быть твердо установлен или путем рациональных доказательств, доставляемых знакомством с нашим организмом, или с помощью исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Этот закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из отраслей знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состоя-ние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; состояние научное или положительное…
…Охарактеризовав с доступной для меня в этом обзоре точностью дух положительной философии, развитию которой посвящается весь этот курс, я должен теперь исследовать, в какой эпохе своего движения находится она в настоящее время и что еще нужно сделать, чтобы закончить ее построение…
…Как бы то ни было, очевидно, что социальные явления не вошли еще в область положительной философии, и теологические и метафизические методы, которыми при изучении других родов явлений никто не пользуется ни как средством исследования, ни даже как приемом аргументации, до сих пор и в том и в другом отношении только одни и применяются при изучении социальных явлений, хотя недостаточность этих методов вполне сознается всеми разумными людьми, утомленными бесконечными и пустыми пререканиями между божественным правом и главенством народа…
Итак, вот очень крупный, но, очевидно, единственный пропуск, который надо заполнить, чтобы закончить построение положительной философии.
…Изучение положительной философии, рассматривающей результаты деятельности наших умственных способностей, дает нам единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых до сих пор применялись средства, весьма мало для того пригодные…
…Но еще более интересным следствием, которое необходимо повлечет за собой прочное обоснование положительной философии, …является руководящая роль ее во всеобщем преобразовании нашей системы воспитания.
Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. — С.-Пб., 1900. — С. 3 -5, 8 -10, 11 -15.
Р. КАРНАП
Вся философия в старом смысле, связана ли она с Платоном, Фомой, Кантом, Шеллингом или Гегелем, или она строит новую «метафизику бытия» или «философию наук о духе», оказывается перед
308

неумолимым суждением новой логики не только содержательно ложной, но логически несостоятельной, и поэтому не имеющей смысла.
Карнап Р. Старая и новая Логика // «Познание». Т.1. — С.6.
Понятие причинности — одна из центральных проблем в современной философии науки _ привлекало внимание различных философов, начиная с античной Греции и кончая нашими днями. Раньше это понятие составляло раздел науки, которую называли философией природы. Эта область охватывала как эмпирическое исследование природы, так и философский анализ такого познания.