16 Март 2011

Философия Политики




Политическая структура США была задумана и создана руками крайних протестантов и ма-сонов демократической ориентации, и по традиции президенты США до сих пор являются одновременно высокопоставленными масонами.
Политически масонство в полный мере дает о себе знать к концу XVIII века: так Великая Французская Революция была целиком и полностью подготовлена в масонских ателье, все ее деятели — Марат, Робеспьер, якобинцы, жирондисты — ее создатели и даже ее «могильщики» (такие, как Наполеон) были крупными деятелями французского масонства. Отцы-основатели Просвещения, философы-энциклопедисты, цвет науки и культуры в Европе (особенно в Англии, Франции и Германии) XVIII века — все без исключения состояли в той или иной масонской ложе и находились под сильным влиянием масонских идей.
«Разоблачения» масонов
Католический аббат Баррюэль сразу после Французской революции написал труд, где во всех событиях, потрясших Европу того времени, обвинял масонов. Геноцид французского народа во время революции был действительно беспрецедентный: во время этих кульмина-ционных событий европейской истории (в терроре и гражданской войне) погибла почти треть населения Франции. Таких жертв в процентном соотношении к общему населению не было ни при ГУЛАГе в СССР, ни при Гитлере в Германии — и вообще, никогда в истории. Баррюэль уверял, что за кровавыми потрясениями стоит всемогущее интернациональное об-щество «Баварских иллюминатов», организовавших тайную сеть либерального, антирелиги-озного и антимонархического заговора, связанную со всеми революционными группами Ев-ропы. Главной задачей «Баварских иллюминатов» («Illuminatus»* — от слова «просвещение», «иллюминат» буквально — «просвещенный») было повсеместно утвердить новый либераль-ный политический строй, новую атеистическую философию и новый демократически-эгалитарный жизненный уклад, свободный от предрассудков.
По сути Баррюэль имел в виду утверждение парадигм Нового времени. Ужаснувшийся от-крывающейся картине «нового мира» консерватор-католик, аббат Баррюэль катастрофически воспринял философскую программу европейского масонства, состоявшей в завершении по-следнего этапа десакрализации европейской цивилизации, начатой в процессе протестант-ской Реформации. Радикальные ветви масонства, к которым принадлежали, судя по всему, и «Баварские иллюминаты», проецировали перетолкованные в рационалистическом ключе ма-сонские теории на все общество, вырабатывая новую философию политики, прямо противо-положную нормативам традиционного общества. Религия, культы и Церковь подлежали от-мене, вместо кастовой или сословной системы провозглашалось полное социальное равенст-во, вместо теории государств как естественных исторических, «богоданных» форм человече-ского существования выдвигалась теория «договорного государства», политические решения предлагалось принимать массам и их представителям, история, общество и природа воспри-нимались как механические объекты рассудочного анализа.
По сути, основные принципы Нового времени были сформулированы именно в масонской сре-де.
Макиавелли: политика как техника власти
Рассмотрим другой аспект секуляризации Политического — первое проявление того, что можно назвать автономной политикой (сегодня это принято называть «политтехнологией»). Обычно это направление мысли связывают с личностью Никколо Макиавелли, итальянского политика и мыслителя, который предложил — совершенно в духе Нового времени — взгляд на политику как на принципиально технический процесс.
Согласно базовому определению Политического, оно представляет собой развертывание двух этапов:
1) осмысление неких глобальных, масштабных реальностей;
2) воплощение результата этого осмысления в жизнь.
Из этих двух аспектов складывается полноценная парадигма политики.
Макиавелли в своих текстах оставляет в стороне первый этап и сосредоточивает внимание на втором. Он не отрицает существования глобальных обобщений, он минимализирует их, принимая во внимание только один фактор: необходимость укрепления централизации Итальянского государства. Зачем, почему, для какой цели и откуда это следует — его совер-шенно не интересует. Основное внимание он уделяет тому, как и какими средствами до-биться поставленной задачи. Технологическая, прагматическая сторона политики здесь абсо-лютизируется. Можно сказать, что современные политтехнологи — стихийные или созна-тельные макиавеллисты. Для Макиавелли было не столь важно, какими лозунгами прикры-вают свою деятельность политики, какие цели они провозглашают. Значение имеет лишь факт захвата власти и удержания ее, эффективность борьбы с теми силами и тенденциями, которые этому препятствуют.
Макиавелли описывает идеальную логику автономного кшатрия, воина. Область действия здесь затемняет область смысла, эффективность и успешное завершение начинания намного перевешивают ценностно-содержательный его аспект. Труды Никколо Макиавелли — памят-ник революции кшатриев: приблизительно в таких аспектах понимает реальность именно воинское сословие, так оно осознает политику, в том случае, если радикально отказывается от философской, сакральной (жреческой) ее интерпретации. Явное пренебрежение смысло-вой стороной политики, соотнесением политики с философией, и получило название «макиавеллизма».
Показательно, что главный труд Макиавелли называется «Князь» («Государь», 1532). Князь — это и есть воин, парадигма светского правителя, и Никколо Макиавелли рассматривает по-литические процессы в отрыве от ценностной, религиозной модели. С его точки зрения, в политике хорошо все то, что способствует эффективности политического процесса.
В некотором смысле, Макиавелли считается основателем современной политической науки. В некоторых учебниках политологии даже задается проверочный вопрос: «Кто является ос-нователем политической науки, Макиавелли или Платон?». Правильный ответ для политтехнологов — Макиавелли, для философов политики — Платон.
Жан Боден: теория суверенитета
Другим важным теоретиком Политического в Новое время является Жан Боден.
Боден считал, что церковные и моральные принципы должны быть полностью вынесены за пределы рассуждения о структуре государстве. В духе Реформации он отрицал необходи-мость влияния римского папы на европейскую политику, требовал секуляризации отноше-ний в политике. Смысл теоретической позиции Бодена в том, чтобы оторвать сферу поли-тических размышлений от метафизических и онтологических корней, десакрализировать область политики, свести ее к механическим, схематическим явлениям, обладающим полной самостоятельностью и независимостью от ценностной системы.