16 Март 2011

Философия Политики




Реформированное масонство
Другим весомым движением, имеющим антикатолический характер и оказавшим — наряду с протестантизмом — колоссальное влияние на формирование политической философии Ново-го времени, является реформированное масонство.
Масонские ложи изначально представляли собой инициатические, эзотерические организа-ции, в рамках которых культивировалась параллельная сакральность, в чем-то дополняющая частичную сакральность католицизма в средневековой Европе. До поры до времени — так же, как в случае с тантрической каулой в отношении кастовой системы индуизма — масонские (герметические, алхимические, розенкрейцеровские и другие мистические) ордена выполня-ли дополняющие функции, не претендуя на жесткую альтернативность и революционность.
Истоки масонства уходят к корпорациям средневековых строителей («macon» — по-французски «каменщик»). Эти корпорации имели свой свод сакральных обрядов, учений, легенд, символов и преданий, связанных с сакрализацией их профессиональной деятельности. Масонские теории были органической частью «герметизма» — обширного направления средневековой мысли, основанного на продолжении манифестационистских тенденций дохристианского происхождения — греческих, египетских, римских и автохтонных для севера Европы — кельтских и германских.
Герметизм — понятие гораздо более общее, нежели масонство. К этому комплексу идей об-ращались и католический клир, и рыцарство, и третье сословие (артезаны, ремесленники, цеховики, представители различных профессиональных корпораций). Теологи интересовались приоритетно созерцательными сторонами герметической философии, ангелологией, алхимией и т.д. Рыцари использовали этот свод идей для организации Орденов, развития геральдики и куртуазных этикетов. Артезаны и ремесленники адаптировали герметические учения и практики к своей профессии.
Масоны, особенно строители средневековых соборов, дворцов и замков, были одной из раз-новидностей герметико-профессиональных корпораций наряду со множеством других, по-добных им. Но если герметизм католического клира, рыцарских орденов и других профес-сиональных объединений (таких, как разнообразные формы «компаньонажа»*) постепенно рассеялся, в среде «вольных каменщиков» он сохранился в развитой и устойчивой форме. Более того, постепенно масонские организации впитывали в себя учения, теории, обряды и символы из других герметических организаций, превращаясь в своего рода «общегерметический музей».
Важнейшей датой в истории европейского масонства является 1717 год, когда два англича-нина-протестанта — Дезагюлье и пастор Андерсон — осуществили структурную реформу анг-лийских масонских ателье. Смысл реформирования состоял в превращении масонства в мо-рально-обрядовый институт, где символизм профессии каменщиков полностью отрывался от конкретной деятельности и расшифровывался как система моральных и мистических ал-легорий. Более того, многие древние предания и легенды перетолковывались в типично про-тестантском духе. Это событие называют переходом от «оперативного масонства» к «спеку-лятивному масонству».
Реформированное Дезагюлье и Андерсоном масонство стало чем-то иным, нежели то, чем оно было прежде. Это было существенной «десакрализацией» масонства, осуществился пере-ход от инициатической профессиональной корпорации к морально-политической организа-ции современного типа. Иными словами, это было началом «современного масонства». По-казательно, что в истоках современного масонства мы встречаем двух убежденных протес-тантов, которые наложили серьезный отпечаток на всю последующую историю европей-ского масонства.
После этой трансформации английского масонства и утраты связи с профессией в ложи и ателье стали принимать представителей любых сословий и профессий — от высшей знати (вплоть до королевской семьи — многие ее члены стали активными деятелями масонства) до буржуазии, независимо от профессиональной принадлежности.
Роль масонства в разработке парадигмы Нового времени
Постепенно реформированное масонство становится лабораторией разработки политиче-ской философии Нового времени и важнейшим институтом практической реализации этой философии, ее внедрения в жизнь. Древнее масонство — как герметизм в целом — было выра-жением «параллельной сакральности», «современное масонство» стало лабораторией аль-тернативного политического проекта, тайным штабом по парадигмальному реформирова-нию традиционного европейского общества. В ходе этого преобразования многие аспекты древних масонских теорий, обрядов и символов подвергались радикальному переосмыслению в номиналистском, морально-индивидуалистическом ключе, свойственном интеллектуальному настрою кальвинизма. Не будучи конфессионально протестантским, это движение доводило до логических пределов предпосылки номинализма, вырабатывая постепенно основы того мировоззрения, которое стало вскоре полностью определять мышление современного мира.
Еще во времена Лютера существовала обоюдная связь протестантизма с эзотерическими ор-ганизациями, но тогда масонство не играло существенной роли, и гораздо важнее было влияние другого направления герметизма — розенкрейцерства*. Сам Лютер имел отношение к этому братству, о чем свидетельствует его печатка, на которой были изображены роза и крест.
Розенкрейцеры были эзотерической организацией герметического типа, развивающей на-правления «параллельной сакральности» и определенным образом вбирающей все то, что выходило из-под юрисдикции официального догматического католицизма. Исторически проследить историю этой организации в деталях довольно трудно, но судя по многочислен-ным признакам ответвления розенкрейцеровских организаций были тесно связаны с различ-ными проявлениями ранней Реформации — вплоть до восстаний крестьян и городской бедноты.
Если в отношении участия розенкрейцеров в политических революциях Европы существуют только исторические гипотезы (подтверждаемые как фактами, так и социологическими реконструкциями), то политическая роль современного масонства обширно документирована.
Влияние масонства на политику стран Европы и Америки
Реформированная масонская система c начала XVIII века быстро перешла границы Англии, распространившись во Франции, Германии, Голландии, Италии, Австрии, России. В рефор-мированном масонстве была переосмыслена инициатическая идея, свойственная большинст-ву инициатических организаций, о новой иерархии: в масонство вступали короли и герцоги, священники и буржуа, т.е. представили всех основных сословий. Теоретически доступ был открыт и простолюдинам, приобретшим определенное материальное состояние или общест-венный статус. Английское масонство возглавляли английские монархи, которые, таким образом, замыкали на себя внешнюю и внутреннюю иерархию, будучи главами англиканской церкви и одновременно великими магистрами англосаксонских масонских лож.