16 Март 2011

Философия Политики




Само понятие «новое время» призвано подчеркнуть, что в определенный момент произошла фундаментальная смена парадигм. Традиционное общество также подвергалось существен-ным трансформациям — менялись религии, культуры, династии, ритуалы, политические фор-мы. Разные географические регионы традиционного мира подчас имели непохожие структу-ры. Но, будучи различными, все варианты традиционного общества имеют общую черту, своего рода, общий знаменатель.
Наличие общего мировоззренческого, философского, онтологического, антропологического и, в конечном счете, политического знаменателя и позволяет рассмотреть эти общества как аспекты многообразного мира Традиции. Новое время порывает с этим общим знаменате-лем, отвергает фундаментальные постулаты, признаваемыми не только отдельными типами традиционного общества, но всеми его версиями и разновидностями. В мире традиции были периоды, когда возникали «новые религии», «новые культы», «новые режимы», «новые дина-стии», «новые эры». Но «новизна» не затрагивала основных парадигмальных моментов, со-ставляющих суть Традиции; это была «новизна» в рамках Традиции, а не за ее пределами. Европейское Новое время уникально тем, что оно отмечает окончательный и бесповоротный разрыв с теми установками, на которых зиждились все древние цивилизации.
Парадигмы Нового времени
Новое время не столько хронологическое, сколько типологическое понятие. Оно определяется не только в диахронической шкале истории, но и в парадигмальном смысле. Новое время в XVII веке началось в Европе. В других частях света в этот же период, а кое-где и вплоть до настоящего момента, продолжало течь «старое время», и основные параметры традиционного общества сохранялись — либо в первозданном, либо в завуалированном виде.
Ранее мы говорили о различных типах Политического — о брахманических режимах (теокра-тиях), об обществах, где победила «революция кшатриев», о креационистской модели, о раз-нообразных политических системах, основанных на христианской доктрине и т.д. Все они принадлежат к парадигме Традиции. Парадигма Нового времени лежит в совершенно иной концептуальной плоскости. Противоречие между структурой цивилизации и, соответственно, структурой Политического в обществах Нового времени и в обществах традиционного типа значительно глубже, нежели различия между разными формами традиционного общества.
До сих пор мы говорили о философии политики преимущественно в контексте традиционного общества, лишь пунктирно намечая дальнейшее направление развития Политического.
Новое время — это эпоха, когда и сама философия и, соответственно, философия политики переходят в принципиально, радикально отличный от прошлого режим. Здесь мутации под-вергаются основы и философии и политики.
Новое время как прямая противоположность традиционному обществу
Смысл и сущность философии Нового времени состоит в стремлении к полному и всесто-роннему отвержению философии Традиции, в выработке радикальной альтернативы фило-софии Традиции во всех ее разновидностях.
В мире Традиции, конечно, также можно наметить довольно серьезную иерархию различных типов обществ. Там существуют сакральные общества, наиболее полно соответствующие чистой парадигме традиционной философии, и общества, в значительной степени от нее отклоняющиеся (без перехода определенной критической черты). К второму разряду относятся общества с преобладанием религиозной тенденции (религии Откровения, основанной на креационизме).
Новое Время, его философия и его политика основываются на отрицании сакрального нача-ла во всех его проявлениях. В первую очередь и самым решительным образом отбрасываются полноценные и всеобъемлющие сакральные формы, а затем и усеченные нормативы религии, представляющие собой «избирательную сакральность». Отсюда абсолютно антисакральный и частично «антирелигиозный» (атеистический) характер философии Нового времени. Там, где религия не отрицается напрямую и совершенно, она подвергается существенной трансформации — в направлении выхолащивания из нее всех собственно сакральных моментов.
Парадигма мышления, философия Нового времени пропитаны глубочайшим скептицизмом в отношении всего, что принадлежит к традиционному (сакральному) обществу.
Мы можем строго локализовать наступление Нового времени в исторической перспективе: это XVII век. Иногда XX-XXI века называют «Новейшим временем», но это условное опре-деление: ничего «новейшего» (в парадигмальном смысле) здесь не произошло. В XX-XXI веках реализовались тенденции и мировоззренческие модели, сущностно заложенные уже в XVII веке, не более того. Поэтому справедливо утверждение, что человечество продолжает жить в Новом времени, в эпоху modernity, в современном (по своему содержательному, а не только временному качеству) мире1.
«Современность» как географическое (западно-европейское) понятие
Новое время является сугубо западным явлением. Новое время как парадигма философии по-литики возникает в XVII веке исключительно на Западе, еще точнее — в Западной Европе. «Современность» начинает распространяться от наиболее западных регионов бывшей Запад-ной Римской империи и того созвездия государств, которые образовались к XVII веку на ее территории. Соответственно, в XVII веке Новое время наступает во Франции, в Англии, в Голландии, но в других частях Европы — например, в Германии и России — еще продолжается «старое время».
У эпохи Нового времени имеется географическая идентификация: конкретные географиче-ские границы, в пределах которых ее наступление представляет собой естественный исто-рический процесс, продолжающий логику предыдущих периодов.
Новое время представляет собой заключительный аккорд именно западно-христианской ци-вилизации, в своих наиболее радикальных следствиях выходящий за рамки вначале католи-чества, а затем и христианства как такового.
Номинализм
Мы говорили о философии номинализма, споре об универсалиях и трех основных философ-ских позициях — идеализме (Эриугена), реализме (Фома Аквинский) и номинализме (Росце-лин, Оккам). Если в Средневековье в западно-христианском контексте преобладал подход реализма (томизм), то при переходе к Новому времени — через эпоху протестантской Рефор-мации — все более очевидно стал доминировать именно номинализм. Новое время в концеп-туальном смысле есть триумф номиналистского подхода. В смысле идей именно номина-лизм точнее всего описывает дух современности.
Напомним, что номинализм исходит из убежденности, что никаких идей, священных, са-кральных реальностей самих по себе не существует, что есть лишь мир материальных ве-щей, и человеческий рассудок конструирует на основании наблюдений за ними некое пред-ставление о мире. Для более эффективной манипуляции с вещами, рассудок прибегает к ме-тоду абстрагирования, наделяя вещи «именами» — произвольными рассудочными эквивален-тами.