16 Март 2011

Философия Политики




В рамках южно-американского континента и в новоприобретенных колониях в Тихом океане роль католической церкви была очень велика — повсюду католические миссионеры сталкивались не только с оппозицией местных нехристианских культов, но и с протестантами-англосаксами.
В определенном смысле, можно сказать, что после Реформации католический мир остался наиболее традиционной силой в европейской политике, а католическая церковь — последним оплотом сакральности (хотя и существенно редуцированной в самих своих основаниях в сравнении с православием).
Суммируем основы понимания Политического в западном христианстве (отдельно для като-личества и протестантизма)
Политические парадигмы в католичестве
1. Власть: центр власти — Ватикан, папа, он представитель «горнего града», поэтому его вы-сказывание — абсолютно истинно (в современном католичестве принят тезис «о непогреши-мости папы»). При этом в качестве светской власти приемлем монархический строй, лояль-ный католичеству.
2. Цель (проект) общества: ограничение земного в пользу небесного (в пределе — создание католической теократии); обязательное соблюдение христианских нормативов (мораль).
3. Иерархия, неравенство, распределение общественных функций: стремление к максимали-зации позиции клира; переход от каст к сословиям (в сословиях — в отличие от каст) принцип «меритократии» («власть за заслуги») и «призвания» (т.е. социально-политическая функция здесь зависит от заслуг и призвания), но при этом довольно терпимое отношение к родовой сословной системе.
4. Правовая система: римское право под контролем церкви, Ватикана (определенная реляти-визация гражданского права в пользу церковного).
5. Коллективная идентификация: католическая ойкумена (регионы, культурно и геополити-чески подконтрольные христианскому Западу), надгосударственное (вселенское — т.е. собст-венно «католическое» — от греческого «kaqolikoz», дословно «всеобщее», «соборное») само-сознание; в определенных случаях национальные Церкви (выражено в Испании, Ирландии, Польше).
6. Насилие: высшая форма насилия — насилие ради спасения души (крайний случай — «Святая инквизиция»); католическое понимание справедливых войн (крестовые походы).
7. Ценностная система: сама католическая Церковь, католическое священное предание, схоластическая философия.
Политические парадигмы в протестантизме
(отдельно для трех его версий)
1. Власть:
Лютеранство: светский правитель (монарх, президент) с опорой на демократические согла-совательные органы (или без этой опоры). Относительное ограничение полномочий правя-щих лиц (либо религиозно-исторической миссией либо общественными группами).
Пуританство: «совет» или «парламент» представителей, власть основана на «коллективном договоре», никто сам по себе и никакая инстанция не является носителем самодостаточной власти. Десакрализация власти.
Анабаптизм: отмена иерархий, принцип коммунизма и всеобщности, ликвидация частной собственности, всеобщее братство избранных.
2. Цель, проект общества:
Лютеранство: социально-государственное служение, дисциплина, порядок, общественная нравственность, этика труда и иерархии, рационализация административной системы, обще-государственное процветание.
Пуританизм: моральное совершенствование и материальное преуспевание каждого отдель-ного члена (т.к. существует «предестинация», то личное преуспеяние есть указатель на бого-избранность).
Анабаптизм: братское общежитие в ожидании конца света, подвиг, предвосхищение чуда.
3. Иерархия:
Лютеранство: государственно-чиновничий уклад, светская меритократия, дисциплинарный строй.
Пуританизм: социально-политическое равенство имущего сословия (третьего сословия), имущественная иерархия как зримое выражение «божественного достоинства» (вытекает из учения о «предистинации»), выборность властей (принцип временного исполнения обязанностей), контрактная основа социально-политического строя.
Анабаптизм: полное отсутствие иерархии, всеобщая братская любовь и всеобщее равенство.
4. Правовая система:
Лютеранство: государственное право.
Пуританство: модифицированное римское право, где на первое место выходит священная частная собственность и система прав индивидуума; правовое государство, а также принцип «каждый за себя» приводит к всеобщему благу; гражданское общество, демократические ин-ституты.
Анабаптизм: формальное право минимализировано в сравнении с нравственным законом и принципом справедливости.
5. Коллективная идентификация:
Лютеранство: социальное государство, солидарность сословий, национальное единство.
Пуританство: совокупность свободных и моральных индивидуумов; в соответствии с номиналистской формулой английского философа Джона Локка — «идея после вещи», коллективная идентификация является продуктом «договора» автономных индивидуумов, и следовательно имеет искусственную, изменяемую «контрактную» основу.
Анабаптизм: церковь последних времен, апокалиптическая община избранных.
6. Насилие:
Лютеранство: рационализация насилия в государственно-бюрократическом ключе, насилие как исключительно воспитательный (и оборонительный, в определенных случаях) момент.
Пуританизм: пацифизм, декларативный отказ от легитимации насилия, минимализация на-силия только для противодействия тем, кто отрицает ценностную систему пуританизма; единственная сфера, где насилие признается легитимным — это область экономической кон-куренции.
Анабаптизм: радикальный пацифизм, жертвенность, мученичество, героизм, при этом жест-кая борьба с носителями «старого порядка» («демонизация» противника).
7. Ценностная система:
Лютеранство: протестантское государство.
Пуританизм: протестантская мораль, накопление, преуспеяние, процветание, накопительст-во.
Анабаптизм: участие в мистерии Страшного суда в качестве социально-политической общи-ны избранных.

Глава 12. Десакрализация: Политическое в Новое время. Либерализм как наиболее адекватное выражение «духа со-временности»
«Новое время» как философское понятие
Новое время — качественный этап современной истории, который принято отсчитывать, на-чиная с момента появления идеи «просвещения» масс (т.е. распространения среди них сугубо научных знаний, их образования). Эпоха Просвещения началась в Европе со второй полови-ны XVII века и — в определенном смысле — продолжается и по наши дни.
С XVII века по настоящий момент мы живем в Новом времени. Это название содержательно. Мы называем это время «новым», поскольку в своих сущностных парадигмах, основных фи-лософемах, в духовных и интеллектуальных основаниях оно предполагает радикальное от-вержение прежнего, «старого», традиционного общества, пересмотр и полную ревизию принципов и устоев, на которые опиралось человечество до эпохи Нового времени.