16 Март 2011

Философия Политики




Обращаясь внутрь общества, Политическое также структурирует насилие. С одной стороны, оно устанавливает рамки приемлемого насилия, а к тому, что выходит за них, само применя-ет насилие. Это составляет суть репрессивной системы.
В разных системах Политического существуют разные модели того, как следует законно применять насилие к своим членам, более или менее подробно описано, какое действие вле-чет за собой тот или иной проступок. Каждая политическая система имеет свою модель леги-тимации насилия. Она существенно варьируется — от максимального масштаба репрессивных мер против граждан при тиранических и тоталитарных режимах до минимального прямого насилия вплоть до отмены смертной казни. Либеральные политические системы стараются прибегать не к прямому насилию, но к косвенному воздействию с помощью экономических рычагов, что порождает особую форму — «экономическое насилие».
Нигилистические тенденции в вопросе «насилия» проявляются в пацифизме — утопической концепции, согласно которой насилие не принадлежит к человеческой сущности и требует искоренения.
Ценности
Политическое утверждает, сохраняет, изменяет ценностные системы общества.
Политическое не создает ценностные системы или, более точно, не всегда их создает. Ино-гда (и чаще всего) ценностные системы приходят в политическую сферу из других областей. Но никогда ценностная система — религия, культура, быт, обычаи, искусство, интеллектуальная деятельность, верования, мифы, ритуалы, обряды, модели поведения и т.д. — не становится доминирующей в обществе, минуя Политическое. Ценностная система должна быть либо принята, либо отвергнута, либо изменена в инстанции Политического.
Не существует ценностных систем вне тотальной политики. Христианство, например, родилось не из политических соображений — оно возникло как Откровение фактом Пришествия в мир Сына Божьего.
Долгое время христианство существовало на обочине политики, и лишь при императоре Константине из маргинальной религии довольно узкого социального спектра приобрело по-литическое измерение, став господствующей ценностной системой. В тот момент оно и со-прикоснулось с политикой. Можно было бы предположить, что христианство совершенно свободно от политики, но на самом деле это далеко не так.
Философия политики как интеллектуальное усилие
Чтобы приблизиться к пониманию, что такое философия политики, необходимо отвлечься от того, чем является политика сегодня. Другими словами, для постижения философии политики надо постараться выскользнуть из-под норм и систем внушений, которые довлеют над нами благодаря воздействию привычных для нас конкретных форм Политического. В данном случае мы должны ускользнуть от политики не «вниз», в условно «неполитическое», но «вверх», в «сверх-политическое», во внутреннее пространство Политического, где возможности конкретизации пребывают в одновременном состоянии и могут вылиться вовне по разным руслам.
Изучая Философию Политики, мы должны расширять содержание того, чем может быть политика. То, чем она была, и то, чем она является сегодня — несмотря на все обилие вариан-тов и смысловых систем — лишь намекает на то, чем она может являться, что скрывается в недрах Политического.
Примечания
1″Что такое философия?», «Алетейя» (СПб), 1998. Совместная книга двух выдающихся фран-цузских мыслителей — философа Жиля Делеза и психоаналитика Феликса Гваттари.>>
2Хайдеггер М. «Что значит мыслить?», «Разговоры на проселочной дороге», М., 1991.>>
3Аристотель. «Политика» (1/9), М., 1911.>>
4Аристотель. «Политика» (I/11-12), указ. соч.>>
5Употребление термина «Политическое» (вместо «политика»), по-немецки «das Politische», характерно для немецкого философа Карла Шмитта. См. Carl Schmitt «Das Begriff des Politisches», Berlin, 1934.>>
6Древние матриархальные цивилизации изучены в книге Бахофена «Материнское Право». Bachofen, Johann Jakob «Das Mutterrecht», B.1861.>>
7Немецкий философ, социолог и юрист Карл Шмитт для обозначения данного онтологиче-ского отношения ввел термин «политическая теология», чтобы подчеркнуть то фундамен-тальное, почти религиозное значение, которое имеет для человечества область Политическо-го. К.Шмитт «Политическая теология», М., 1999.>>
8Платон. «Государство», соч. в 3 т., М., 1971, т.3.>>
9О значении Платона можно судить по словам английского математика, логика и философа А.Н.Уайтхеда: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону» (A.N.Whitehead «Process and reality», N.Y., 1960).>>
10Цит. По Niezsche «Wille zur Macht», 3 Buch, III, 717 Niezsches Werke, Stuttgart 1921.>>
11В Германии — это философы течения «Консервативной Революции». Во Франции — струк-туралисты, «новые левые» и «постструктуралисты». В России — «евразийцы». В Италии — «традиционалисты» и т.д.>>
12В старославянском языке слово «целовать» означало «приветствовать» в широком смысле. Это пожелание быть «целым» (в смысле «здоровым», «полноценным»).>>

Глава 2. Понятие «политической антропологии». Мини-мальный гуманизм / максимальный гуманизм
Что такое человек?
То, что люди участвуют в политике, являются в ней главными действующими субъектами — столь очевидно, что само такое высказывание кажется банальным. Однако, произнося слово «люди», «человек», мы обращаемся к реальности, отнюдь не такой ясной и прозрачной, как многие привыкли считать. Удивительно, но в разные времена и в разных культурах, в разных обществах и на разных языках под «человеком» понимались весьма различные вещи. А коль скоро проблема усложнилась, то и влияние «человеческого фактора» на политику становится менее прозрачным.
В зависимости от понимания человека меняется характер Политического. Человек столь многообразен, что может рассматриваться под самыми разными углами зрения.
Рассмотрение человеческого фактора применительно к политике называется «политической антропологией».
Прежде чем говорить об антропологии в широком смысле, «философской антропологии» или «политической антропологии», следует представить спектр наиболее общих определений «человека» в различных типах обществ.
Сакральная антропология
В традиционном обществе под «человеком» понимается некоторое потенциально ангеличе-ское или божественное существо, обладающее качествами, сопоставимыми с теми, которыми наделяются боги в традиционной мифологии; «человек» воспринимался как «земной бог», родственник богам и духам.
Показательно, что к богам возводили свои генеалогии многие греческие цари и знатные гра-ждане. Так, философ Платон всерьез считал себя внуком Посейдона, греческого божества моря.