16 Март 2011

Философия Политики




Вторичность правовой системы в сравнении с сущностью Политического, выражающаяся в факте «решения», не отменяет значения права как такового. Напротив, право призвано раз-вернуто и подробно зафиксировать основные черты Политического в его историческом проявлении. В праве могут отражаться фундаментальные черты Политического, сопряженные с признанием преемственности цивилизационных, религиозных, социальных, этических и других традиций, оценки прошлого («миф об истоках»), грядущей цели и т.д., а могут и второстепенные — юридические механизмы и нормативы, имеющие преходящее значение.
Переход на уровень права переводит Политическое из имплицитного состояния в экспли-цитное, из потенциального в актуальное, из подразумеваемого в объявленное, декларируемое.
В праве не может содержаться что-то сверх того, что есть в Политическом, но при этом его объем заведомо уже Политического, так как любая действительность всегда заведомо уже области возможного. Поэтому законотворческий процесс чаще всего является открытым — Политическое корректирует законодательную базу, видоизменяет ее в соответствии с живой реакцией на реальные события.
Политический нигилизм «номократии»
Здесь, как и во всех вышеперечисленных выражениях Политического, мы сталкиваемся с «нигилистической тенденцией», о которой неоднократно упоминалось. В данном случае она выступает как «номократия».
«Номократия» предполагает деполитизировать Политическое в правовой области, подчинить праву все иные его формы. Продукт фиксации жизненной стихии Политического в нормативной системе ставится выше самой этой стихии. Таким образом, «исключительная ситуация» (Ernstfall) и связанное с ней «решение» (Entscheidung) переходят в разряд досадного исторического недоразумения, катастрофического разрыва правовой юридической непрерывности. «Номократия» и связанные с ней теории «правового государства», «прав человека» и т.д. характерны для либеральной политической философии.
Коллективная идентификация, «новая вещь» и новое «я»
Следующее проявление Политического выражается в коллективной идентификации. Кол-лективная идентификация представляет собой основанное на традиции и воле утвержде-ние единства общественного организма с рядом присущих только ему характерных черт.
Латинский термин «Respubliсa» включает слова «publiсa» — прилагательное «общественный» и «res» — «вещь». Таким образом, это понятие можно перевести как «общее дело», «общест-венное дело». «Res» в латинском контексте по смыслу очень напоминает русское слово «вещь»: это нечто весомое, не просто «общее дело», а именно «общая вещь». Люди, входя в Политическое, организуют, порождают, создают, утверждают, моделируют некую новую вещь. Эта вещь приобретает особый общественный характер. Участие людей в Политиче-ском порождает новое коллективное существо — «respubliсa». Это нечто вполне конкретное и осязаемое. Когда человек вступает в Политическое, он учится осознавать себя через коллек-тивную идентификацию; он говорит, например: «я — римлянин». Таким образом он определя-ет свою коллективную принадлежность к совершенно специфической реальности — к «обще-ственной вещи Рима», к «Res Publiсa Romana». «Respubliсa» — коллективное «я» — различно в различных версиях конкретизации Политического, но нет такой политической реальности, в которой не было бы подобной коллективной идентификации. В Политическом человек рас-ширяет границы своего индивидуального «я» до рамок «я» общественного. Это новое иден-тификационное измерение.
Человек получает дополнительное измерение в разных случаях: например, освоение профес-сии — это тоже вариант идентификации. В Политическом человек получает самую глубокую и тотальную, обобщающую идентификацию, включающую в себя все остальные уровни. Совокупность индивидуумов, вступив в Политическое, становится соучастниками общей для всех них реальности, которая подчас может заставлять их делать вещи, которые каждый индивидуум поодиночке делать бы не захотел. Это новое «сверх-я», имеющее суверенные права над каждым из тех, кто его составляет. Эта коллективная идентичность в стихии Политического выше, чем совокупность отдельных идентичностей, ее оставляющих. Целое снова здесь больше, чем часть.
Соучастие в политической идентификации, в новом «сверх-я», зависит от интенсивности вовлеченности человека в политическую жизнь. Если человек активно и сознательно проживает Политическое, он приближается к силовой линии, к нерву этого нового «сверх-я». В таком случае он политически полноценен, и способен (в определенной мере, пропорционально своему усилию) влиять на поведение этой гигантской сущности — Республики.
Чем активней человек участвует в политике, тем ближе он к определяющим центрам этого существа, тем более он отождествляется с этим существом.
Когда французский монарх Людовик XIV говорил о себе: «Государство — это я», он имел в виду следующее: его личное соучастие в Политическом в той монархической, централист-ской, абсолютистской форме правления, которая преобладала тогда во Франции, было то-тальным. Его личность отождествлялась с общественным существом «Res Publica».
Насилие
Осуществление насилия, легитимация насилия и защита от насилия (то есть коллективная безопасность) — еще одно проявление Политического. Насилие, агрессия, так же, как и не-равенство, воля к власти, иерархичность, правовая система, коллективная идентификация, принадлежат к самой природе человеческого, а в Политическом приобретает наиболее мас-штабное воплощение.
Насилие является одной из сторон человеческого существования, присутствует в разных формах во многих сферах человеческой жизни. Как и в случае неравенства, Политическое не порождает и не учреждает насилие, но оперирует, манипулирует с ним. Когда мы вступаем в сферу Политического, мы осуществляем ревизию стихии насилия — что-то принимаем, что-то выносим за скобки, обуславливаем случаи его применения, устанавливаем меру и формы ответственности за это и т.д.
Одна из важных задач Политического — сохранить членов данного коллектива от внешних угроз, от насилия «со стороны». В этой форме Политическое выступает как гарант обеспече-ния безопасности от внешних угроз. Оборона коллектива, государства, Республики — неотъ-емлемая сторона Политического, поскольку в данном случае речь идет о физическом сохра-нении идентичности всего народа. Защита от внешней агрессии составляет важнейшую функцию любого политического образования.
Проблема насилия не сводится к защите от внешних угроз. Не бывает чисто «оборонных» государств. Нет таких народов, которые на протяжении своей истории только защищались бы от агрессивных соседей. Агрессия проистекает не только со стороны «внешних врагов», она имеет и внутренние корни. В определенных случаях задачи обороны решаются только в ходе нападения. Организация, структурирование и ориентация насилия в сторону того или иного внешнего объекта является функцией Политического. Здесь необходимо не только отражать и предотвращать угрозы, но и при необходимости порождать их. Это составляет военное измерение Политического.