16 Март 2011

Философия Политики




Поскольку тантрики жили в кастовом обществе, то, естественно, все они с рождения принадлежали к какой-либо из каст, т.е. были либо брахманами, либо кшатриями, либо вайшьями, либо шудрами. Вместе с тем, тантрики утверждали, что кастовая система соответствует лишь потенциальному качеству человеческой личности, что брахман создан из чистого света лишь в потенции, что это его «вексель», его «ценная бумага», его «кредит», которые он может обналичить (реализовать, превратить в действительность), а может и не обналичить. Если брахман не предпримет никаких шагов в «обналичивании» «ценной бумаги» своей внутренней природы, то он, тем не менее, может выполнять важную социальную функцию в индуистском обществе. При этом он останется полным невежей в отношении духовной реальности. Можно сказать, что у представителя каждой касты есть специфическое наследство — например, сундук с каким-то ценным содержимым. Качество сундука и его содержимого в случае каждой касты различно. Все сундуки закрыты на ключ. Задача каждого человека — независимо от касты — отыскать ключ и открыть сундук. Когда человек поступает в соответствии с духом Традиции, он строит свою жизнь, подчиняясь именно этой задаче — найти ключ к своей природе и вскрыть наследие внутреннего бытия, применив по назначению доставшиеся сокровища. Но многие люди игнорируют эту задачу, и не прикладывают усилий ни в поиске ключа, ни в освоении сокровищ. Сундук так и остается закрытым — на него любуются, им гордятся, хвалятся, даже спекулируют, но его содержание остается неизвестным даже самому владельцу.
Тантрики, таким образом, признают наличие кастового наследия и его качественное нера-венство, но при этом делают упор на том фундаментальном зазоре, который существует между возможным и действительным; в центре внимания оказывается то, как конкретно реализует объективное наследие каждый человек и реализует ли его вообще.
Тантрики ставят своей целью — прямой путь, т.е. полную и безотлагательную реализацию на практике того, что заложено как обещание в кастовой системе, причем реализация должна произойти при этой жизни, не дожидаясь иного воплощения. Тантрики считают, что человек должен прорваться к центру абсолюта, к бытию, к «адвайте» (недвойственности) здесь и сейчас, в этой жизни, не ожидая долгой цепи перевоплощения. Конкретика реализации этой радикальной задачи порождает новую иерархию — не иерархию возможного (как традиционная кастовая система), но иерархию действительного (или инициатическую иерархию).
Три ступени инициатической иерархии
В иерархии Тантры существовало три категории: «пашу» — «человеко-животное», «вирья» — «герой» (или «мужчина»), и «дивья» — «божество». Внутренняя иерархия, «каула», состоя-щая из трех ступеней, накладывалась на существующую кастовую систему, не отменяя ее. Тантрики не ставили под сомнение социальные функции традиционных каст, а следователь-но, полностью признавали правомочность и сакральность индуизма. Но они дублировали ие-рархию внешней сакральности — иерархией внутренней сакральности, которая основана бы-ла на опытном факте реализации Абсолюта. Потенциально брахман был прямым проявлени-ем Божества и сознание брахмана было потенциально единым с сознанием Первоначала. Та-кого утверждения было достаточно для обоснования социальной кастовой системы и закреп-ления за брахманами главенствующей роли в ней. Но, тем не менее, конкретный брахман, естественно, полностью отвечал этим высоким требованиям в очень редких случаях, и сплошь и рядом вообще им не отвечал, паразитируя на почитании и подношениях низших каст.
Тантрики основывали свою инициатическую иерархию не на том, чем потенциально являет-ся представитель той или иной касты, но на том, чем он является актуально, действительно, реально. Таким образом, представитель любой из каст — даже шудра — мог занимать в тан-трической иерархии самое высшее положение. В такой системе брахман, высший в кастовом обществе, мог стоять на ступени «пашу», «животного». При этом в обществе он продолжал выполнять свои функции как брахман, а в иерархии «каулы» считался чем-то вроде чернора-бочего, новичка, прислужника. Точно таким же «животным» мог выступать и кшатрий, воин, несмотря на богатство, силу, мужество, доблести и т.д. С другой стороны, реализации абсолюта через мистический путь Тантры мог достичь представитель самой низшей касты — так шудра мог теоретически стать «героем» («вирья», вторая ступень) и даже «дивья» (третья ступень), реализовав в себе полноту Божества.
Таким образом, в Тантре возникает «параллельная иерархия», в рамках которой четко разли-чаются между собой исполнение социальных функций в соответствии со священной природой той или иной касты и действительность опытной реализации высших духовных состояний. Тантрики нисколько не противостояли кастовой системе, считая, что цель у всех институтов, — тантрического и кастового, — одна: реализация Божества, абсолюта, сплавление с недвойственным Первоначалом (это учение называется в индуизме «реализацией высшего тождества»). Но «высшее тождество» в обычной кастовой системе должно реализовываться постепенно и планомерно. В тантрической же иерархии речь шла о том, чтобы реализовать его немедленно, в течение этой жизни, не откладывая на «потом».
Эзотеризм и экзотеризм
Тантрическая иерархия является классическим примером того, что принято называть «эзоте-рическим» или «инициатическим обществом». Эзотеризм — это внутренняя сторона духов-ной традиции. Инициацией же называется система специфических учений и ритуалов, с по-мощью которых человек вступает в сферу эзотерической реальности и начинает в ней жить и действовать. Понятия «эзотерическая организация» и «инициатическая организация» — синонимы.
Существует также термин «экзотеризм» — он описывает структуру внешней сакральности. «Эзо» — по-гречески означает «внутрь», «экзо» — «вовне». Структура сакрального общества индуизма сама по себе является экзотерическим институтом, оставаясь вполне сакральным. Структура тантрической иерархии является эзотерической иерархией.
Тантризм дает нам парадигмальную модель альтернативной сакральности, сопряженной с эзотеризмом и интегрированной в общую систему полноценного кастового общества.
Параллельная сакральность
Следует особенно подчеркнуть, что в данном случае не идет речь об отвержении кастовой системы в целом. Тантрики не ставят под сомнение существующую сакральность, не предла-гают ее свергать. Своей иерархией они лишь фиксируют зазор между потенциальным и ак-туальным качеством сакрального. Напрямую это еще не проецируется на систему Полити-ческого, не становится в полном смысле слова политической альтернативой. Это пока «па-раллельная сакральность», которая, оставаясь в своих рамках, не только не подрывает суще-ствующую систему, но, напротив, ее укрепляет и поддерживает — более того, настаивая на актуализации потенциального, она дополнительно сакрализирует институт каст, следит за его онтологической состоятельностью. Тем не менее именно из «параллельной сакральности» эзотеризма и инициатических обществ, а еще точнее, из фиксируемого здесь зазора рождается онтология политического нонконформизма — в тот момент, когда дополнение становится противопоставлением, «комплиментарность» — «оппозицией».