16 Март 2011

Философия Политики




Среди суфийских братств есть одно, которое еще ближе к юродивым и шутам, чем все ос-тальные. Это — орден «маламатийя» *.
Члены этого ордена так же, как православные юродивые, ставят своей целью добиться от-вращения и презрения окружающих. Для этого они специально провоцируют добропорядоч-ных граждан вызывающим поведением, стараются схлопотать побольше ударов и затрещин. Часто, будучи состоятельными и вполне благочестивыми людьми, они переодеваются в ни-щих, ведут себя на грани приличия. Через такое самоумаление достигается высший идеал суфийского пути — «фана» *, самопогашение, за счет чего человек, добровольно уничтожая свое малое «я», очищает в своей душе место для того, чтобы там поселилось Божество, вели-кое «Я».
Излюбленный сюжет суфийских историй повествует о том, что презренный, валяющийся на базаре среди отходов и нечистот нищий в лохмотьях оказывается, на самом деле, первым со-ветником могущественного мусульманского правителя, вершащего судьбы мира *.
Функции шута в системе Политического
Разобрав функции шута в структуре Политического, можно сделать несколько выводов.
— Шуты при царях как носители жреческой сакральности появляются в определенные исто-рические периоды промежуточного характера — между полноценной сакральной иерархией и профаническим строем. Наличие этой фигуры свидетельствует о том, что мы имеем дело с обществом, где в той или иной степени произошла «революция кшатриев» и замена одной (более широкой) формы сакральности другой (более узкой — в частности, религиозной).
- По мере дальнейшей десакрализации обществ эта промежуточная форма жреческого начала постепенно изгоняется из структуры Политического, причем, важным моментом десакрали-зации следует считать формализацию и радикализацию противоречий между новыми моде-лями конвенционального жречества и носителями «остаточной сакральности» (речь идет о запрете «ослиных процессий, гонениях на скоморохов и т.д.).
- Полная десакрализация власти влечет собой исчезновение фигуры шута.
С этими выводами согласятся традиционалисты и прогрессисты, оценивая, однако, их с раз-ными знаками — одни с печалью, другие с радостью.
Перманентисты же со своей стороны, постараются найти подтверждения тому, что и в со-временных светских режимах функции магов-шутов при правителях никуда не исчезли, лишь поменяв форму. Действительно, и в Новое время мы постоянно встречаем в окружении властителей крупнейших держав разных оккультистов, ясновидцев, целителей, гадалок, астрологов и предсказателей. В конце ХХ века к ним добавились экстрасенсы, контактеры и специалисты в биоэнергетике.
Кроме того, функции юродивых, скоморохов, королевских шутов вместе с обществом про-шли процесс «демократизации» и превратились в бесчисленную плеяду комиков, юмористов, актеров комедийного жанра, которые продолжают веселить — но на сей раз не властителей, а массы.
В любом случае, с точки зрения философии политики, роль шута требует самого присталь-ного и серьезного внимания.

Глава 8. Онтология политического нонконформизма
Определение нонконформизма
В политической истории постоянно возникают заговоры, перевороты, происходят револю-ции, восстания.
Эти явления могут быть объяснены по-разному. Можно рассматривать их лишь как часть «политических технологий» в ходе постоянной борьбы за власть. Марксисты видят в этом логику «классовой борьбы». Другие школы — процесс непрерывной ротации элит.
Онтологические истоки нонконформизма
Слово «нонконформизм» состоит частицы «нон» («нет») и «конформизм» («уподобление», «адаптация», «приятие», «отсутствие сопротивления»). «Конформист» — тот, кто принимает нормативы социально-политического строя без возражений и следует им; если они меняются, он адаптирует собственную позицию к изменившимся социально-политическим нормативам.
Соответственно, нонконформизм — это нечто прямо противоположное. Нонконформизм есть такая социально-политическая позиция, которая противопоставляет себя существующей системе вещей (как в области политики, так и в иных в социальных, культурных, религиозных сферах). Можно говорить о разных видах нонконформизма — о нонконформизме религиозном, этическом, социальном. В первую очередь, нас интересует нонконформизм политический. Под «нонконформизмом» в рамках философии политики мы понимаем очень широкое явление — это любая форма несогласия и протеста против существующей в данный момент и в данном пространстве социально-политической системы.
Нонконформизм невозможен без идеологии
Нонконформизм всегда имеет идеологическую основу. Идеология охватывает различные уровни — ценностный, философский, социальный, подчас, религиозный. Это иногда упуска-ют из виду, пытаясь объяснить проявления нонконформизма простейшими, естественными социальными реакциями. — Например, когда угнетаемым массам больше невмоготу жить, они, действительно, восстают против своих угнетателей. Но при этом они по определению не могут восстать только потому, что им плохо живется. Для эффективности восстания они должны иметь определенную систему обоснований, идеологию. Только лишь нежелание жить в угнетенном состоянии не является достаточным основанием. Онтологическим фак-тором нонконформизма является та доктрина, та идеология, то мировоззрение, что стоят за неповиновением, протестом, восстанием, революцией.
В сферу нонконформизма (онтологии нонконформизма) попадают все формы социального протеста — от восстаний рабов в древности, дворцовых переворотов, до современных поли-тических революций или рабочего движения.
Альтернатива и ее структура
Первым этапом онтологии нонконформизма является выработка альтернативы, имеющей прямое отношение к квинтэссенции Политического. В нонконформизме ясно и концентрированно протекает процесс, составляющий суть политики. Выработка альтернативы в рамках нонконформизма начинается с осмысления масштабных реальностей, связанных с основами мировоззрения, с выяснения глубинных интересов общества и его составляющих, с новым обращением к мифу об истоках и к конечной цели исторического пути, к проекту. За осмыслением, приводящим к выработке структуры альтернативы следует действие, направленное на ее реализацию. Причем, в отличие от общего определения Политического, это действие здесь берется более узко: оно обязательно направлено на разрушение существующего порядка. Утверждение альтернативы производит альтернативное действие, которое несет в себе отчетливый разрушительный элемент. Уничтожение существующего, ниспровержение его является важнейшим отличительным признаком нонконформистской политики.