16 Март 2011

Философия Политики




Функции Артура и Мерлина как две фундаментальные функции политического устройства традиционного общества, показывают, как соприкасаются между собой воинское и жрече-ское начала, явная и тайная власть.
Как и все, что связано с тайным обществом, Мерлин появляется внезапно, неизвестно откуда — прямо из воздуха — и в нужный момент. Кончается его жизнь, правда, плохо — он был замкнут в скале посреди озера, влюбившись в одну даму, которая не отвечала ему взаимно-стью. И для магов бывают определенные испытания, иногда непреодолимые.
Как бы то ни было, распределение ролей короля Артура и мага Мерлина в древнем мифе с безусловно кельтскими корнями, далеко уходящими в дохристианские времена, четко пока-зывает нам соотношение функций светской власти и духовного владычества. В отношении всего, что касается проявленной силы, полновластия и могущества в мирах посюсторонних и видимых, король Артур является последней инстанцией. Он судит, распределяет, управляет королевством: он — полноценный суверенный политик. И если бы не наше глубокое стремление понять философию политики, мы бы описывали общество короля Артура только на основании деяний самого короля Артура (а также фигур его статуса — Ланселота Озерного, Парсифаля, сэра Говэйна и т.д.), а также его воинов, изучая их подвиги, основы воинского права, этикеты турниров, выясняя границы суверенности, полномочия и распределение властных инстанций и т.д. Фигура Мерлина казалась бы нам при этом совершенно излишней, данью «предрассудкам», «сказкой», «фольклором», т.е. величиной, которой легко можно пренебречь. Но философский подход к Политическому заставляет нас внимательно вглядываться в тайное, невидимое, чьим олицетворением является маг Мерлин.
Инициация
Тайное общество представляет собой организацию, предполагающую, что для вступления в него человек выходит из потока обычного («профанного») бытия и попадает в совершенно новую реальность. Вхождение или вступление в тайное общество — это «новое рождение». «Новым рождением» называется ритуал вступления в тайное общество. Показательно, что в христианстве обряд крещения также называется «новым рождением». (Это связано с тем, что изначально христианство также было «тайным обществом», и поэтому христиане именуются «царским священством».) Точно так же дело обстоит и у многих примитивных народов — па-пуасских, малазийских, африканских, сибирских, американских индейцев и т.д. В архаиче-ских культах обряд «нового рождения» имеет выразительные подробности — неофита поме-щают в яму (пещеру, шалаш и т.д.), символизирующую утробу, или заставляют проползать между широко расставленными ногами «посвящающего», имитируя появление младенца на свет. Вступление в тайное общество есть переход из мира тела в мир души, рождение в этом новом мире. Данный обряд в научной литературе принято называть «инициация».
Функциональность тайны
Структура традиционного общества предполагает обязательное наличие инстанций, которые парадигмально предопределяют реальные шаги власти, создают контекст для принятия решений, и эти структуры остаются чаще всего тайными. Характер тайны обусловлен не тем, что нам неизвестны подробности устройства или состава этих структур, но тем, что они оперируют с неочевидными реальностями глубинной онтологии, и через концентрацию внимания на них вырабатывают столь же неочевидные, смутные методики, ускользающие от жестких нормативов трезвой рациональной оценки. Тайные общества занимаются тайными смыслами и делают это при помощи тайных методов. Картина проясняется лишь в том случае, если сама область таинственного (сакрального, мифологического, созерцательного, мистического, богословского, инициатического и т.д.) вызывает у нас живой интерес.
В цикле легенд о короле Артуре в дело включается Мерлин именно тогда, когда границы власти и полномочия короля Артура достигают своего предела, и этот факт осознается им и его окружением. Так традиционное общество понимает общую диалектику души и тела. Душа вступает в свои права тогда, когда тело уже неспособно что-то сделать. Сфера души — это сфера чудесного, запредельного.
Опыт души
В традиционном обществе представление о душе совершенно конкретно. Как эксперимен-тальным образом столкнуться с реальностью души? — Через близость к порогу телесной смерти. Смерть человека (или смерть тела человека) является, в каком-то смысле, днем рож-дения (или днем пробуждения) души. Отсюда практики умерщвления плоти у аскетов, йогов, посвященных. Это один из традиционных способов опытным путем понять, что такое душа. Когда тело минимализируется или, вообще, умирает, исчезает, душа вступает в свои права. Это событие оценивается в традиционном обществе вполне положительно, так как тело мыслится здесь лишь «одеждой души», без души не может существовать, а вот душа без тела — вполне.
Высшая власть — тайная власть
Круг тайной компетенции Мерлина находится на границе и (за границей) явной компетен-ции короля Артура, он решает то, что король Артур решить не в состоянии. Решает подчерк-нуто легко, но с помощью обращения к совершенно иной реальности.
Соотношение короля Артура и Мерлина идеально рисует нам роль тайного общества при принятии политических решений и формировании политических систем. С точки зрения традиционалистского подхода к Политическому, функции Мерлина здесь являются главен-ствующими и основополагающими, несмотря на то, что они невидимы. Тайная власть и есть верховная власть, и всякая верховная власть (по меньшей мере, в обществах традиционного типа) по определению будет в некотором смысле тайной.
Поэтому исследование реальных структур Политического в традиционном обществе требует от нас определенных навыков, которые превосходят в каком-то смысле тот концептуальный аппарат, которыми пользуются историки и политики, не затрагивающие философскую сто-рону этого явления. Для изучения полноценной философии политики необходимо познако-миться с такой дисциплиной, как история религии.
Типы тайных обществ
Чисто жреческие тайные общества типа «Мерлин» (или общества шаманского типа у сибир-ских народов или у североамериканских индейцев, которые ведают потусторонними объек-тами) суть наиболее чистая парадигма тайного общества. В истории сплошь и рядом тайные общества возникали вокруг профессиональных союзов. У древних народов существовали тайные общества рыболовов, охотников, кузнецов и т.д. Существовали также тайные обще-ства специфически мужские, Maennerbuende и, что интересно, специфически женские.
Женские тайные общества
Женские тайные общества — это очень интересное явление, так как их корни уходят в глубо-кую древность*.