16 Март 2011

Философия Политики




g) Сакральная ценностная система — это сама Традиция.
Защита Традиции, ее соблюдение, сохранение существующего порядка вещей и есть высшая ценность. Ценно то, что сакрально, что сопряжено с божественным. Такая аксиология в принципе совпадает с онтологией.
Ценностная система в сакральном обществе совпадает с общей структурой сакральности — она так же концентрична и полярна, как и все остальное. Ценность возникает как мера дис-танции внешнего от внутреннего, периферии от центра. Ценность измеряет качественную нагрузку конкретной вещи. То, что делает предмет священным, делает его ценным.
Трудность понимания «сакрального»
Качество сакрального ускользает от современного человека, так как основные параметры современной культуры ориентированы таким образом, чтобы игнорировать эти аспекты, умалчивать о них, представлять их чем-то «устаревшим», «предрассудком», «пережитком», «атавизмом». Но не следует забывать, что человечество прожило в традиционном обществе много тысячелетий, и большинство человечества до сего дня живет в той или иной модели традиционного общества, а светское, секулярное мировоззрение возникло относительно недавно и укоренилось в довольно ограниченном цивилизационном пространстве — на Западе. Поэтому для полноты картины политической философии, для адекватного постижения структуры Политического мы просто обязаны предпринять определенные усилия и постараться понять, изучить структуру сакрального. Хотя наше сознание и стало вполне современным, наша душа, наша культура, наши эмоциональные связи остаются во многом традиционными. Если понятие «сакрального» нашему рассудку ничего не говорит, следует прислушаться к голосу сердца.

Глава 6. Функциональное значение тайных обществ в структуре Политического
Душа мира и тело мира
Традиционное общество видит реальность (историческую, социальную, политическую и т.д.) как состоящую из двух частей: видимой (внешней) и невидимой (внутренней). Внутреннее, невидимое объясняет внешнее, является более существенным и изначальным.
Это проецируется на антропологию — учение о человеке. Традиционное общество видит в человеке тело и душу. Обе эти реальности обладают самостоятельной субстанцией и авто-номным существованием. Субстанция души является первичной и предопределяющей, суб-станция тела — вторичной. Поскольку человек и мир в этой парадигме являются одним це-лым, соответственно, есть душа мира и тело мира.
Тело мира — это совокупность вещей, веществ, стихий, которые мы видим вокруг нас в раз-ных состояниях. Душа мира, «мировая душа», о которой учит, в частности, Платон, — это то внутреннее измерение реальности, тот «тайный свет», «секретное место», где пребывает бы-тие, «софия».
Душа живет дольше тела, как и сама Традиция живет дольше людей, ее исповедующих. Не-видимое содержание человеческого бытия, Традиция, остается неизменным, а люди меняют-ся и умирают. Исходя из положительной нагрузки «онтологии невидимого» строится и соци-альная структура традиционного общества. Онтологии тайны, почитания невидимого, опре-деляет изначальное представлении о функциях «тайных обществ».
Место тайного общества в структуре Традиции
Тайное общество воплощает в социальной структуре невидимую часть. Так же, как душа не-видима человеческому взгляду, тайное общество в традиционной структуре Политического невидимо внешнему наблюдателю.
Тайное общество представляет собой закрытую группу людей, которые осуществляют нечто в тайне, не посвящая остальных в то, что они делают. Часто засекречивается сам факт суще-ствования такой организации*.
По самой логике устройства традиционной структуры Политического тайное общество является приоритетной инстанцией, и наиболее характерной чертой его структуры. Если невидимая душа ставится выше видимого тела, невидимая душа общества ставится выше конкретного общества (равно как и невидимая душа мира ставится выше телесного мира), соответственно, и тайное общество становится во главе структуры управления Политическим в сакральном строе.
Продолжая аналогию с душой, легко предположить, что тайное общество, занимающее цен-тральное место в структуре Политического, озабочено наиболее сущностными, масштаб-ными и глубокими, онтологическими аспектами Политического.
Невидимая и видимая власть
Политическое складывается из двух элементов — из осознания масштабных реальностей и формирования на основании этого осознания воли или проекта, направленных в будущее. Преимущественная компетенция тайного общества в полноценной структуре Традиции свя-зана с первым моментом Политического — с осознанием масштабной реальности. Проект же будущего формируется и реализуется видимыми властными инстанциями.
Так в рамках традиционной структуры Политического происходит разделение функций (за-метьте: не разделение властей, а разделение функций). Тайное общество, занимающееся «не-видимыми» вещами, душой мира, сопряжено с осознанием, осмыслением масштабных ре-альностей. А с волей к реализации, действием, связаны иные инстанции традиционного об-щества — видимая власть.
Это разделение соответствует двум основополагающим, высшим уровням политической и социальной иерархии в сакральной структуре.
Тайное общество связано со жреческой кастой
Во всех типах традиционного общества Политическое преимущественно состоит из касты жрецов, служителей культа и касты воинов, администраторов. Классическое тайное об-щество представляет именно братство жрецов, которое уполномочено заниматься реаль-ностями невидимого мира, проникать в миры души, исследовать их, познавать, утверждаться них.Тайное общество в своем архетипе представляет собой группы священников, жрецов, шаманов, духовидцев, магов, колдунов и т.д. Оно является тайным, потому что занимается тайными сторонами бытия. Оно является невидимым, потому что имеет дело с невидимым.
Осознание и формулировка основополагающего мифа предполагает контакт с невидимыми и далекими от человека сферами, а воля к реализации проекта, формируемого на базе мифа, связана с более конкретными и ощутимыми вещами. Поэтому существует иерархическое со-подчинение двух аспектов Политического и дифференциация типов, ангажированных в по-литику. Оба типа -жреческий и воинский — участвуют в Политическом по-своему. Воинский, административный тип, как правило, является явным — царь, властелин, князь, вождь, это — очевидная, явная власть. Жрецы — это власть тайная, неявная, они принадлежат к области тайных обществ и связаны с проблемами и с реальностями невидимого.
Диалектика жрецов и воинов
В исторической реальности мы сталкиваемся с взаимоотношениями двух высших каст — жрецов (брахманов) и воинов (кшатриев). Они являются сердцем Политического, и от их диалога, взаимодействия и диалектического соподчинения в решающей степени зависит по-литическая система общества.