16 Март 2011

Философия Политики




Онтология Политического у Платона
Крупнейший древнегреческий философ Платон назвал свой главный труд «Государство».8
Эта книга, возможно, является одним из первых произведений, посвященных именно фило-софии политики. В ней Платон описал идеальное общество, которое основывает свое поли-тическое бытие на общем законе вселенской гармонии.
Диалог «Государство» представляет собой первую часть триптиха, вслед за которой следуют диалог «Тимей» (создание космоса демиургом по идеальному образцу) и диалог «Критий» (принципы идеального общества в их практической реализации). Эти произведения описы-вают полноценный сакральный мир, в котором внутреннее измерение бытия («идеи», «миро-вая душа») проявляет себя с помощью организующей инстанции («демиурга») во внешней чувственной реальности. Государство и, шире, политика в таком видении становятся одним из аспектов общей духовной закономерности мира, отражая в общественной жизни всеобщие начала мироздания, осмысленные глубоким умом философа и воплощаемые в жизнь ясной и крепкой волей правителя-политика. Показательно, что обе фигуры — философа и правителя — у Платона в пределе совпадают, и в его «идеальном государстве», основанном на началах общей гармонии, высшей властью наделяются именно «мудрецы».
Другие типы людей занимают в «Государстве» подчиненное положение — в зависимости от качества их внутреннего мира, т.е. души. Граждане, в которых преобладает «вожделеющая душа», т.е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленниками, продавцами (купцами), считает Платон. Тем, в которых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии порога мудрости по праву можно быть политическими, государст-венными деятелями.
При этом в совершенном государстве между всеми тремя кастами должна быть установлена гармония. Каждый обязан делать то, на что он вправе претендовать по состоянию души.
Показательно, что именно в «Государстве» Платон формулирует знаменитое учение об идеях, ставшее осью последующей философии.9
То обстоятельство, что самое сосредоточие его философской мысли изложено в труде, по-священном именно «философии политики», не случайно. В «Государстве» и двух примы-кающих к этому труду диалогах Платон наметил границы сферы, где мудрость соприкасает-ся с бытием, где Политическое (как конкретное) соприкасается с духовным и всеобщим, где происходит прозрение человеческим существом собственной глубинной причины, тайны своего происхождения, и на основании этого прозрения формируется проект дальнейшего существования — как в общем, так и в частном. Здесь мы имеем дело с законченной и впер-вые отчетливо сформулированной «онтологией политики», так как политика понимается здесь через ее отношение к бытию.
Политическое как несхватываемое целое
Политическое складывается из нескольких элементов, хотя термин «складывается» не совсем точен. Считать, что политика есть сумма каких-то компонентов, неверно. Политика в своей сути предшествует всем этим компонентам, существует до них и от них не зависит. Но она выражает себя через группу определенных явлений, которые суть формы реализации поли-тики, продукты ее конкретизации. Это различные аспекты единой фундаментальной реаль-ности — «онтологии Политического».
Сама сущность Политического неизменно ускользает от окончательного определения. Раз человек есть «политическое животное», и политика столь глубинно сопряжена с мыслью, с интеллектуальным достоинством человеческого существа и с его видовым определением, то, соответственно, Политическое не поддается прямой и однозначной идентификации. При всех стараниях разложить эту реальность на составляющие невозможно, строгому анализу поддается только нечто количественное. Поиск смысла — бытия, человека, жизни — всегда таит в себе неисчерпаемый запас неожиданностей. Фиксация внимания на онтологии поли-тики вовлекает нас в сферу неопределенности, сопряженной с основами мироздания. Вместе с тем Политическое постоянно и активно проявляет себя в окружающей нас земной реально-сти, и веер его проявлений вполне может быть изучен. При этом не следует забывать форму-лу Аристотеля: «целое всегда больше суммы своих частей».
7 моментов Политического
Выделим 7 основных моментов, описывающих Политическое. Политическое проявляет себя через:
- власть
- цель, проект общества;
- иерархию, оперирование с неравенством, распределение общественных функций;
- правовую систему;
- коллективную идентификацию;
- насилие, легитимацию насилия, защиту от насилия (коллективную безопасность);
- ценностную систему.
В дальнейшем, исследуя более конкретные вопросы политики, мы будем применять эту мо-дель для описания различных типов идеологий, политических и партийных платформ и т.д.
Воля к власти
Философия политики, в отличие от политологии или прикладных политических исследова-ний, ставит перед собой следующие вопросы: «Какова природа власти? Что такое власть? Какова онтология власти? Как власть сопряжена с бытием, мудростью, внутренним измере-нием вещей?»
В таком понимании явление власти становится не прикладным, не техническим. Если про-блема взятия власти или борьбы за власть обсуждается в различных политических учениях, то природа власти осмысляется и сознается только в рамках философии политики.
В своей программной книге «Воля к власти» Ницше размышляет о власти как философ поли-тики, понимая ее онтологически, как одно из важнейших измерений, определяющих челове-ческое существование. Он показывает, что власть и стремление, воля к ней определяют сущ-ность человеческого бытия. По Ницше, воля к власти является общим знаменателем и базо-вой мотивацией всей человеческой деятельности. Ницше понимает власть как нечто то-тальное, врожденное, определяющее
. Согласно Ницше, нет людей, которые не стремились бы к власти, есть люди, которые стре-мятся к ней плохо, мало или недостаточно эффективно. Соответственно, Ницше восприни-мает власть как квинтэссенцию политики.
Ницше — сторонник возврата к древнегреческим ценностям, где бытие и сознание, естест-венное и искусственное, природное и культурное, человеческое и божественное еще не были разделены, как это произошло позднее под влиянием христианской догматики, западной рационалистической схоластики и норм «светской морали», определяющей современную европейскую культуру в целом. Категория «власти» для Ницше является «греческой» («дионисийской») по преимуществу. В ней концентрированно выражается избыток чистых бытийных сил, еще не прошедших сложный процесс канализации по различным системам ограничений и сдержек. Власть для человека так же естественна, как наслаждение, радость или боль. Она выше морали, как выше морали само бытие. Власть совмещает в себе «синтез противоположностей», она не бывает «благой» или «злой», она бывает великой или мелкой, сильной или слабой. В духе своей теории, Ницше фактически отождествляет «власть» с чистым источником бытия.