16 Март 2011

Философия Политики




Считалось, что главная задача брахманов в обществе — знание и обучение, осуществление ритуалов. Знание и созерцание центрального полюса мира, передача навыков внутреннего сосредоточения было их главной функцией.
В структуре Политического брахманы ведают масштабным осмыслением фундаментальных начал реальности, на основании которого вырабатываются более конкретные рекомендации к действиям.
Символом брахманов в индуизме, и шире, жреческой касты в большинстве древних культур был вепрь, боров, свинья. Этот символ был общим для различных традиций: кельтской, сла-вянской, шаманских культов и др.
В индуистском учении о трех гунах (трех состояниях реальности — саттва, свет, раджас, жар и тамас, тьма) брахманам соответствует высшая гуна, саттва. Природа брахмана связана с саттвой.
Превосходство жрецов над воинами
Жрецы, брахманы мыслятся более высокими существами, нежели кшатрии, воины исходя из общей структуры символических связей, на которых основано традиционное общество. С сакральной точки зрения более ценно то, что находится в центре, что неподвижно, вокруг чего вращается колесо реальности, периферия (а весь чувственный мир для сакрального под-хода есть заведомо периферия). Все, что принадлежит к области покоя, выше, чем то, что принадлежит к области движения.
В социально-политическом контексте у брахманов-жрецов была строго определенная роль: они отвечали за созерцание и знание, но не за действие. Поэтому брахманы воплощали в со-циальной структуре функции невидимого (или отсутствующего, скрытого) царя-жреца, за-мещая его. Они так же, как и царь-жрец, пребывают в состоянии недеяния, священного покоя. Для них кастовой добродетелью является «деяние недеяния», т.е. «ничегонеделание» в материальном плане, но «вседелание» в духовном. Они оперировали с духовным контекстом, интеллектуальной канвой глубинных истоков Политического, но к реализации проекта, выработанного в общих принципиальных чертах, уже отношения не имели. Будучи высшей кастой, они, тем не менее, не могли диктовать правителям-кшатриям свою волю и навязывать свое мнение в вопросах осуществления конкретных шагов, направленных на полноценную реализацию политического проекта. Это оставляло царям существенное пространство для свободы решения и действия, для самореализации через волевое усилие, свойственное природе воинов.
С точки зрения современного наблюдателя, привыкшего судить по внешней стороне событий, полновластие касты жрецов в традиционном обществе вообще может остаться незамеченным — сфера их компетенции ускользает от поверхностного анализа.
В Древней Греции Платон воплощал в себе философию жреческой касты, а его ученик Ари-стотель был заинтересован более прикладными аспектами. Если Платон занимался вопроса-ми метафизики, то Аристотель — физики. В некотором смысле, можно сказать, что филосо-фия Аристотеля ближе касте воинов, чем касте жрецов. Не случайно Аристотель был настав-ником великого завоевателя Александра Македонского.
В китайской культуре существует два ответвления философии, соответствующие двум выс-шим кастам: конфуцианство и даосизм (позднее, с ним слился занесенный из Индии буд-дизм). Конфуцианство является политической доктриной «кшатриев», даосизм — «брахма-нов».

В тех случаях, когда брахманы узурпировали полноту политической власти и устанавливали режим «теократии», происходило нарушение кастовой гармонии, в направлении противопо-ложном от так называемой «революции кшатриев».
К примеру, в Тибете буддизм махаяны (большой колесницы) распространялся как традиция монашеская, подчеркнуто жреческого типа, претендовавшая к тому же на полную политическую доминацию. Местные князья активно сопротивлялись этому, опираясь на древнюю традицию Бон-по (так называемая «черная вера»), которая сохраняла более сбалансированный кастовый уклад и разводила высшие функции по строгой сакральной схеме: жрецам — жреческое, князьям — княжеское. Буддизм исторически победил, и в Тибете установился теократический строй, где правят только жрецы, заменяя собой царей (далай-лама, панчен-лама и т.д.)
Сходная модель была у египтян, где фараонов выбирали из жрецов. Если же в исключитель-ных случаях фараоном становился человек из касты воинов, его предварительно посвящали в жрецы.
Католичество, Папство также тяготело к теократии. Древне-иудейское общество до Саула (эпохи царей) тоже.
Кшатрии и их революция
Каста кшатриев представляет собой то, что принято обобщенно называть «аристократией». В русской истории соответствовали князья и бояре.
Каста кшатриев восходила к общему предку, мифологическому или реальному. Великий князь или король был представителем этой касты — он не обладал никаким качественным родовым сущностным превосходством над другими воинами-аристократами (боярами). Поэтому король — «первый среди равных». Он выбирается из некоторого круга, и ему передается власть над другими, но его власть имеет, в определенном смысле, «договорной» характер. В отличие от царя-жреца, чья власть возвышалась и над жрецами и над воинами и который обладал качественно инаковой природой, нежели все остальные люди, власть короля (князя) из военного сословия изначально базировалась на договорном принципе. Подчас королей, выбранных другими аристократами, они же и свергали, если те не соответствовали их требованиям. Этим объясняется такое количество конфликтов в среде аристократии в Средние века.
Если задача брахманов — знание и обучение, то задача кшатриев — действие.
Кшатрии воплощают в себе временную власть. Брахманы созерцают вечное. Кшатрии орга-низовывают (в соответствии с вечным) временное. На практике кшатрии исполняли судеб-ные, административные и полицейские функции в мирное время, и вели военные действия в период внешней угрозы. Власть кшатриев распространялась на посюстороннее, земное.
Кшатрии составляют древний аналог того, что сегодня называют «политическим классом». Они реализуют проект, потенциальное превращают в актуальное.
Символом касты кшатриев является медведь, а эмблемой — весы и меч. В теории гунн кшат-риям соответствует гуна раджас, гуна жара и экспансии.
На определенном этапе истории — и по мере деградации сакрального общества (как видит этот процесс традиционализм) — у касты кшатриев возникали сомнения относительно оправ-данности превосходства касты брахманов. Это явление описывается социологами и истори-ками политических учений (вслед за Р.Геноном) как «революция кшатриев».
«Революция кшатриев» — это попытка узурпации высших властных полномочий и социаль-ных функций в обществе воинской кастой. Если брахманы воплощают в себе ортодоксию традиции, то «революция кшатриев» приводит к гетеродоксии (т.е. к «ереси», к искаженной, редуцированной форме сакрального). «Революция кшатриев» не приводит ни к уничтоже-нию жрецов, ни к отмене сакральной традиции, она приводит к изменению функции жрецов — их авторитет падает, они становятся более зависимыми от воинской касты.