16 Март 2011

Философия Политики




Политическое для Востока является онтологическим, целостным и тотальным, что соот-ветствует подходу, свойственному традиционному обществу. Определяя Политическое вслед за Платоном, Аристотелем, немецким грекофилом и консерватором Хайдеггером, т.е. с точки зрения онтологии и философии, мы оперировали изначально с восточной моделью. Это естественно, так как, принадлежа к русской культуре и находясь в России, мы даже по пространственным признакам относимся к Евразии, Востоку и Северу, а эти стороны света в «сакральной географии» как раз и символизируют Традицию. Восточное и традиционное (в том числе религиозное) понимание Политического, естественно, должно быть сопряжено с мифом о деградации (или, по меньшей мере, с перманентизмом). Кроме того, само приори-тетное выделение именно пространственного подхода в ущерб историцизму, также выдает в методологии «восточные» черты. Пространственный индекс сам по себе является свойством онтологического отношения к Политическому. Восток есть политический синоним консер-ватизма.
Симметрично этому «западное» отношение к Политическому ориентированно на его дезон-тологизацию, на восприятие Политического как сферу прагматики, «чистой политики», и в конце концов, Realpolitik, «реальной политики», противопоставляющей себя «Idealpolitik», «идеальной политике».
«Западное» понимание Политического основано на прогрессизме, на отождествлении запад-ного пути развития и западной цивилизации со всеобщим эталоном, следовать которому призываются все остальные регионы и народы земли. Показательно, что историцизм здесь преобладает: особенности незападного человечества воспринимаются людьми Запада как признаки «отсталости», «несовершенства», «дикости», т.е. как чисто отрицательный количе-ственный фактор, подлежащий постепенному «преодолению». «Западное» и «современное», «прогрессивное» отождествляются. Политическое для Запада это модернизация, нечто про-тивоположное консерватизму. Это — ценности становления и развития, оптимизации, технического совершенствования. Запад вбирает динамику «моря», воспевает преимущества «торгового строя», в рамках которого исторически сложились западные государства.
Из такого дуализма в понимании Политического вытекают его различные формы при пере-ходе к конкретным структурам политических идеологий и режимов.
Онтологическое отношение к Политическому (т.е. «системы Востока») ценит Традицию, ие-рархию, авторитарный принцип власти, определяет общество как единый организм (макси-мальный гуманизм), ставит своей основной целью противостоять волнам распада, которые несет с собой объективное развертывание качественного времени — истории, движущейся от рая к аду, от золотого века к железному. Из этого можно вывести базовую формулу полити-ческого отношения Востока к Западу, не сводимой к реакции на колониализм. В самой философской сути обществ Востока, лежит отторжение Запада, недоверие к нему, стремление защититься от него или освободиться в тех случаях, когда он уже присутствует на Востоке.
Конечно, в определенных случаях эти собственно восточные аспекты Политического подавлены искусственным путем (часто как результат прямой, военно-политической, или косвенной, экономической, колонизации), но они не исчезают совершенно. Восток всегда остается Востоком. А значит, при определенных обстоятельствах он обязательно проявит свое глубинное архетипическое качество в пространстве Политического.
Геополитика, со своей стороны, подкрепляет этот тезис, указывая, что, несмотря на все успе-хи борьбы «Левиафана» против «Бегемота» (Евразии), «Бегемот» будет продолжать планетар-ную борьбу, меняя идеологические надстройки, элиты, религиозные и этнические проявле-ния.
Точно так же Политическое, понятое «по-западному», входит в конфликт с традиционными социально-культурными и политическими институтами, противодействует консервативным тенденциям, стремится раскачать и отменить вековые устои. Политика здесь видится как инструмент преобразования общества, его постоянного реформирования. Смысл ее состоит в социальной динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Для адекватного оперирования с этими пространственными индексами применительно к Политическому необходимо учитывать, что они неравнозначны. Политическое в западном понимании сегодня является актуальным и эксплицитным, а в восточном — потенциальным и имплицитным. Сегодня и Восток и Запад оперируют преимущественно с западным концептуальным инструментарием, взятым как «универсальный эталон». Однако данный инструментарий (который по своему происхождению связан с особой редукционистской операцией, осуществленной в отношении восточной — полноценной и изначальной модели; первые философы политики, на которых до сих пор ссылаются западные авторы, на самом деле, принадлежали миру Традиции) может подсознательно перетолковываться в обществах Востока в весьма своеобразном ключе — на основании восточного понимания Политического (глубоко укорененного в психологии людей). Это промежуточное состояние очень важно учитывать: всякий раз, когда влияние Запада по той или иной причине ослабевает, мы видим, что общества Востока вновь обращаются к естественным для них парадигмам, и в таких случаях, мы имеем дело с «консервативной революцией», волевым возвратом к традиционному социальному укладу*.
Но даже если такого прорыва не происходит, и потенциал восточной политики не переходит в актуальность, эти тенденции продолжают сохраняться подспудно, существенно изменяя содержательную сторону внешне западных политических учений. Это мы можем наблюдать в коммунистических режимах Востока (Россия, Китай, Вьетнам, Корея и т.д.), где внешне западные марксистские идеологии оказались прикрытием для глубинных архаических тенденций эсхатологического характера, свойственных традиционному обществу.

Глава 5. Политика как выражение сакрального (Политейя в традиционном обществе)
Определение сакрального
Традиционное общество было основано на принципе, согласно которому все в мире является сакральным.
В буквальном переводе «сакральное» означает «священное», но в русском языке слово «свя-щенное» относится в основном к церкви и религии, поэтому в научном языке используется термин «сакральное».
Сакральное по определению шире, чем религиозное. Сакральное измерение может обнаружи-ваться даже у тех вещей, которые находятся вне компетенции религии, догматики: например, особое переживание природы, политических и социальных событий, неквалифицируемых конкретно внутренних состояний — все это может иметь отношение к интуиции сакрального.