16 Март 2011

Философия Политики




«Сменовеховство» — общественно-политическое течение русской «белой эмиграции» в 20-х годах XX в. Объективно означало поворот некоторой части белогвардейского лагеря от борьбы с советской властью к ее фактическому признанию на основе «вскрытия ее нацио-нальной природы».
«Этногенез» (греческое «hqnoz», «народ» и «genesiz», «происхождение») — теория о «происхо-ждении народов». В узком смысле — учение Л.Н.Гумилева о циклах возникновения и исчез-новения культурных типов, «этносов».
«Пассионарность» (французское «passion», «страсть», «passionaire», «страстный») — термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.
«Пассионарий» — носитель «пассионарности».
«Акматическая» (греческое «akmh», «пик») стадия — вершина какого-то процесса.
«Гомеостаз (греческое «omeo», «однородное» и «staz», «состояние») — состояние гармоничного равновесия человеческой общности с природной средой, сохранение баланса между куль-турой и природой. Стадия этногенеза в теории Л.Н.Гумилева, в которой пассионарное начало проявлено минимально.
«Архетип» (греческое «arch», «начало» и «tupuz», «тип») — «первообразец». В психологии тер-мин, примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру «коллективного бессознательного».
«Теогония» (греческое «qeoz», «бог» и «gonoz», «происхождение») — систематизированные мифы о происхождении богов в языческих учениях.
«Космогония» (греческое «kosmoz», «порядок», «миропорядок», «вселенная», «космос» и «gonoz», «происхождение») — теории о происхождении и становлении вселенной.

Глава 4. Пространственная парадигма (качественная гео-графия)
Понятие «качественного пространства»
Пространство, как и время (история), может быть рассмотрено с двух сторон. Есть количест-венное пространство физического мира — протяженность. В нем протекают материальные процессы, располагаются тела и предметы. Человеческое бытие развертывается в ином про-странстве — в качественном. Качественное пространство принято называть «географией», дословно — от греческого «gait», «земля» и «grafoz», «писать», «чертить», т.е. «описанием земли».
История как качественное время связана со смысловой картиной последовательного развер-тывания событий. В зависимости от того, какова последовательность событий, меняется их историческое значение. Но не менее важно и то, где именно происходят события.
Географический смысл дополняет смысл исторический. События, происходящие в разные моменты истории, качественно различаются, это очевидно, и в этом как раз и проявляется привносимая историей дистанция. Точно так же различаются между собой события, проис-ходящие в разных точках земли: но на сей раз дистанцию привносит география — дисципли-на, описывающая качественное пространство.
Качественное время (история) и качественное пространство (география) формируют пара-дигмальный контекст человеческого бытия, координаты онтологии. Бытие человечества де-лает из времени историю, а из пространства — географию.
Историцизм и «географический детерминизм»
Если с термином «история» ситуация ясна, то термин «география» может толковаться более узко (или более широко). Качественное пространство концептуализировано гораздо меньше, нежели качественное время. Причина этого состоит в том, что временной, последовательный модус восприятия бытия в последнее века получил преимущественное распространение. Временной, исторический подход преобладал, и поэтому сам исторический метод часто становился объектом пристального внимания. На этом основании возникло явление «историцизма».
Историцизм видит события в поступательном развитии. Противоположным концептуальным полюсом является такое философское направление, как «географический детерминизм».
Эти подходы — вполне симметричные с точки зрения чистой теории — отнюдь не равнознач-ны по масштабу: историцизм является общераспространенным, почти аксиоматическим яв-лением в современной науке, тогда как «географический детерминизм» представляет собой довольно локальное явление, свойственное отдельным историческим и философским школам.
Месторазвитие
Философы, подчеркивавшие влияние пространственного фактора на историю человечества, выработали для обозначения качественного пространства специальный термин. Философы-евразийцы (Н.Трубецкой, П.Савицкий и т.д.) говорили о «месторазвитии».
С точки зрения теории месторазвития, то или иное событие происходит в том или ином мес-те именно потому, что само это место влияет на ход истории вполне определенным образом, вызывая это событие к жизни. Кроме того, сходные события, происходящие в разных местах, могут иметь в зависимости от контекста различный смысл. Эта теория рассматривает струк-туру истории не столько в последовательном, хронологическом аспекте, сколько с точки зрения одновременности, т.е. синхронически.
Сакральная география
Традиционные общества воспринимали влияние пространства на человеческое бытие в тер-минах «сакральной географии».
У древних греков матрицей сакральной географии было учение о «климатах», каждый из ко-торых связывался с тем или иным божеством (или группой божеств), и народы и государства воспринимались — по своим внешнему виду, культурным формам, специфике политического устройства и т.д. — через принадлежность к конкретной «климатической зоне» *.
«Сакральная география» давала символическое описание Вселенной, в которой земной диск был расположен, как остров, посреди океана, держался на трех китах (или трех слонах), в центре него располагалась священная гора (гора мира) и т.д. Эта картина была не описанием физической материальной реальности, но духовным образом, символической схемой, где ка-ждый элемент играл важную смысловую роль. Это была карта онтологии. Центральная гора — Олимп греков, Меру индусов, Альборз (Эльбрус) древних персов и т.д. — символ оси мира. Воды, окружающие диск земли — хаотические стихии. Три кита (три слона) — основные принципы (дух, душа, тело) и т.д. Физический мир виделся как уплотнение онтологической карты. Между конкретным местом, островом, скалой, гротом, рекой или пещерой и миром богов находился промежуточный слой, населенный духами, фавнами, наядами, гномами, сатирами, нимфами, русалками и т.д. «Сакральное пространство» было живым, пронизанным веяниями души мира, и соответственно, системой смыслов.
Сакральная география не делала различия между естественным, искусственным и сверхъ-естественным. Природные условия, человеческий характер, поклонение тем или иным бо-гам и специфика политического устройства — все это неразрывно связывалось одно с другим, составляло единый комплекс.