16 Март 2011

Философия Политики




3″Нельзя провести строгой грани между гносеологической и онтологической составляющей парадигмы. Каждая из глобальных парадигм заведомо закладывает аксиоматические струк-туры, где предопределяются статусы бытия, сознания, духа, мира, причины и их взаимосвязи. Эмпирические же подтверждения или опровержения аксиоматических структур не касаются их непосредственно, так как аффектируют лишь промежуточные уровни конкретных формализаций. Вопрос о рефлексии относительно самих парадигм и их качества ставится лишь в особые исторические моменты, когда происходит переход от одной парадигмы к другой. Но как только замена осуществлена, сама возможность такой рефлексии минимализируется. Парадигма предопределяет: как есть то, что есть, и что есть, а также, то, как мы постигаем то, что есть. Это замкнутый ансамбль. В одних парадигмах онтология и гносеология заведомо слиты, в других разведены. Но это не свойство уровня или степени познания, это следствие парадигматического воздействия, выливающегося в многообразные серии научных, философских, мифологических и культурных дискурсов.» (А.Дугин «Эволюция парадигмальных оснований науки», М., 2002).>>
4Подробнее тема будет разобрана в главе, посвященной феномену «консервативной револю-ции».>>
5″Перманентизм», перенося внимание от исторического похода (время) на неизменную типо-вую структуру Политического, сближается с пространственным подходом. Поэтому филосо-фы и историки, тяготеющие к «перманентизму», уделяют большое внимание пространствен-ному фактору.>>
6Русские, равно как и осетины — далекие потомки скифо-сарматских кочевников (по крайней мере, так считали Л.Н.Гумилев, выводивший этноним «русские» от сарматского народа «роксалан», и поэт А.А.Блок в своем знаменитом стихотворении «Скифы»).>>
7″Молчание ягнят» — США, 1991, фильм, реж. Джонатан Демми, в ролях: Энтони Хопкинс, Джоди Фостер и т.д. О зверских, кровавых преступлениях современного каннибала-убийцы доктора Ганнибала Лектера, обладающего изощренным умом и высокой профессиональной культурой, которая не спасает его от сил его бессознательного, жаждущего крови.>>
8А.Эткинд «Хлыст», М., 1998.>>
9М.Агурский «Идеология национал-большевизма», Париж, 1980, М. Agursky «The Third Rome. National Bolshevism in the USSR», Boulder, (1987).>>
10Подробнее тема будет разобрана в главе о «Политическом языке».>>
Глоссарий
Аватара — санскрит, дословно, «тот, кто нисходит», «проявление», «воплощение». Теория периодического появления божества в земном мире для выполнения определенной миссии. Наиболее распространенная в индуизме теория учит о десяти аватарах бога Вишну, в число которых наряду с другими входят Рама, Кришна и Калкин.
«Иудаизм» — монотеистическая религия, признает «Священным Писанием» «Ветхий Завет», Тору. Учит, что евреи богоизбранный народ, заключивший Завет с Богом. В конце времен ожидает прихода мессии (машиаха).
«Ислам» (мусульманство) — последняя из трех монотеистических религий, основана проро-ком Мухаммедом (отсюда другое название — «магометанство»). Священной книгой признает «Коран», в котором, по мнению мусульман, «исправлены» некоторые положения иудейской «Торы» и христианского «Евангелия». Настаивает на том, что между Богом (Аллахом) и ве-рующим не должно быть посредников. Категорически осуждает язычество (неверных).
«Шиизм» — одно из двух главных направлений в исламе наряду с суннизмом. Утверждает, что подлинным наследием пророка Мухаммеда обладают только его наследники по линии двоюродного брата Али, женатого на дочери Мухаммеда Фатиме, и его потомки, Алиды, называемые «святыми имамами».
«Традиционализм» — обобщение взглядов и представлений, свойственных различным тради-ционным обществам и религиям. Современный традиционализм (Р.Генон, Ю.Эвола, Т.Буркхардт, Ф.Шуон, М.Лингс, А.Кумарасвами, А.Корбен, Г.Жоржель и т.д.) возник как ответ на распространение современного мировоззрения (противоположного в основных своих установках всем мировым традициям вместе и в отдельности).
«Атеизм» — учение о несуществовании Бога, отрицание религии.
«Позитивизм» (латинское «positivus», «положительный») — философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физиче-ские факты («атомарные факты»), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией.
«Ламаркизм» — первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж.Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Первым провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы.
«Энтропия» — физический термин, обозначающий однонаправленное падение уровня энергии в системе (во Вселенной), ее исчезновение.
«Негэнтропия» — физический термин, обозначающий противоположный энтропии феномен, самопроизвольное возрастание энергии в системе.
«Парадигма» (греческое «paradeigma»,»parа» — это «сверх», «над», «через», «около», а «deigma» — «проявление», «манифестация») — дословно «то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления». В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структу-ру. Парадигма — это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы со-стоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через пара-дигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин «парадигма» использовался в платонической и неопла-тонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предо-пределяющего структуру и форму материальных вещей. «Феноменология» (греческое «faino» , «явление», «феномен» и «logoz», «учение») — дословно, «учение о явлениях», противоположно «онтологии», «учению о сущности», «учению о бытии».
«Эволюция» (латинское «evolutio»,»развертывание», «развитие») — представление о постепен-ном становлении процесса. Противоположно статике (отсутствию развития) и революции — резкому скачку.
Революция (латинское «revolution», «поворот», «переворот», «совершение циклического дви-жения») — резкое движение в развитии, скачок, «переворот».