16 Март 2011

Философия Политики




С точки зрения христианства, вся человеческая история есть деградация, которая начинается с грехопадения и кончается Апокалипсисом.
Изгнание из рая и рассеяние в иудаизме
Сходный взгляд на историю свойственен иудаистической традиции.
Иудаизм имеет сходные с христианством представления о райском состоянии, о логике вре-мени и векторе деградации (это не удивительно, так как христианство наследует в опреде-ленной степени иудаистический взгляд на события древности, признавая «Ветхий Завет» священной книгой). Особый акцент иудеи ставят на тематике «рассеяния», в котором и про-является как раз отрицательный, регрессивный вектор истории. «Рассеяние» (по-гречески «диаспора», на иврите «галут») евреев миру — сегодняшнее рассеяние считается четвертым — есть знак достижения нижней исторической точки, вершиной испытаний, которые Бог посылает народу. Это «рассеяние», «темный век», должно завершиться приходом Машиаха, т.е. «мессии».
Сюжет о регрессе человечества в исламе
Для мусульман также характерно представление о деградации истории.
Ситуация периодически исправляется тем, что Аллах посылает на землю пророков, которые восстанавливают благочестие и традицию. Последним пророком у мусульман считается Му-хаммед, после него новых «исправлений» не предполагается. И сам цикл исламской цивили-зации, начиная с Хиджры (мусульмане отсчитывают летоисчисление со времени прихода Мухаммеда в Хиджру), тоже подпадает под логику регресса, проходит время «праведных халифов», узурпаторы сменяют друга, усобицы наполняют мусульманский мир. Шииты еще резче подчеркивают ход деградации истории в теории «сокрытого имама».
С их точки зрения, после смерти 11-го (или 6-го — у исмаилитов) имама цепь передачи выс-шего религиозного знания по линии Алидов прервалась, и сегодня мы живем в эпоху «вели-кого сокрытия» («гайбат-уль-кабир» — араб.). Так будет продолжаться — с последовательным нагнетанием негативных явлений — вплоть до прихода Махди, 12-го (или 7-го) имама, му-сульманского «спасителя», который появится в конце времен.
Сторонники теории регресса (традиционалисты), исходя из своего взгляда на сущность исторического процесса, выбирают в качестве позитивного критерия оценки именно прошлое, взятое за эталон, с которым сопоставляется все последующее.
Через прошлое они понимают настоящее и предсказывают будущее. Прошлое здесь наделено высшим авторитетом, и отсылка к нему несет позитивный содержательный смысл. Прошлое выступает критерием для оценки настоящего, особой ценностной шкалой. Настоящее рассматривается как усеченное, фрагментарное прошлое, в нем не может содержаться чего-то принципиально нового, того, чего не было раньше. Это означает, что в истории человече-ства знания не накапливаются, а утрачиваются, и стремление к повышению уровня и качест-ва знаний заставляет нас тщательно искать, своего рода, «утраченное знание», «потерянное слово», а не придумывать новые подходы или теории.1
История как прогресс (модель Нового времени)
Вторая модель понимания смысла истории — хорошо известная прогрессистская модель, рассматривающая историю как прогресс. Взгляд на историю как на прогресс, поступатель-ное развитие — моральное, техническое, политическое — хорошо известен. Сегодня нам ка-жется, что это нечто «само собой разумеющееся», что «человечество развивается и прогрес-сирует» во всех измерениях, что прогресс является объективной истиной. На самом деле, это не более чем представление, которое, в свою очередь, имеет историю. Это представление сложилось относительно недавно (в XVIII веке) в довольно ограниченном географическом ареале (Западной Европе) и постепенно стало распространяться вширь, преодолевая серьез-ное сопротивление религиозных институтов самой Европы и традиционных обществ, к Ев-ропе географически и культурно примыкающих. Если сравнить период преобладания веры в прогресс и географические границы этой веры со всей известной нам историей и географией человечества, эта величина окажется несопоставимо малой. Но так как современное российское общество относится исторически и географически к зоне, где взгляд на историю как прогресс достаточно укоренился, нам трудно осознать, что это отнюдь не нечто «очевидное» и «объективное», но именно точка зрения (имеющая, равно как и другие точки зрения, право на существование).
Теория прогресса как продукт отрицания традиции
Прогрессистская модель является сегодня преобладающим взглядом на логику историческо-го процесса. Это преобладание, однако, действительно лишь в той степени, в какой западная цивилизация оказывает влияние на все остальные культурные регионы человечества. Влия-ние Запада на Россию бесспорно, поэтому для нас эта концепция кажется вполне естествен-ной.
Исторически идея прогресса возникла относительно недавно в рамках философии Просве-щения в Западной Европе в XVIII веке. Постепенно она становилась все более популярной, и к XIX-XX вв. западная культура признала ее как непреложную истину.
Важно учитывать, что философия Просвещения, составившая основу мышления Нового вре-мени, являлась прямым отрицанием мышления, свойственного традиционному обществу. Каждый аспект традиции подвергался просветителями критическому переосмыслению, ста-вился под сомнение и опровергался. При этом философы Просвещения, ниспровергая исти-ны и ценности традиционного общества (ссылаясь на их якобы «мифологичность», «бездока-зательность», «произвольность», «фантастичность»), утверждали собственные истины и цен-ности не менее мифологичным, бездоказательным, произвольным и фантастическим образом. Осмеивая взгляд Традиции на историю как регресс и отвергая систему аргументации, на которой такой взгляд основывался, философы Просвещения выдвигали отнюдь не более строгие или убедительные аргументы в поддержку идеи прогресса. Как представитель одной конфессии логически не способен убедить представителя иной конфессии в своей правоте ( ибо каждый имеет собственную систему достаточных (для него самого) доводов и доказательств), так и в вопросе прогресса все сводилось к энергичности, напористости и убежденности в своей правоте сторонников Просвещения, поведших фронтальное наступление на Традицию и ее основные силовые линии.
Идея прогресса возникла в контексте механицизма, материализма и атеизма Просвещения, которые противостояли традиции, религии и духовности. Точно так же, как атеизм родился как отрицание веры в Бога, идея прогресса появилась как отрицание идеи регресса, являю-щейся важнейшим элементом религиозного миропонимания.
Можно сказать, что содержание философии Просвещения есть отрицание философии Тра-диции, переворачивание ее с ног на голову.