16 Март 2011

Философия Политики




Попадая в другой полис, житель Афин окунается в иную политику. Там правят иные боги и чтутся иные герои, там другие культы и иные мистерии, разнятся обычаи, отлична структура правления и организации. Это иное Политическое, но столь же открытое, столь же много-мерное и живое. Но в центре его — если мы, к примеру, возьмем Спарту — стоят враги Афин — Аполлон и Диана. Значит другие нравы, другие привычки. Конфликты городов суть кон-фликты богов, земное незаметно переходит в небесное, интриги земных царей, аристократов и тиранов незаметно переплетаются с хитроумной любвеобильностью Зевса и ревностью его супруги Геры. В Политическом люди и боги соседствуют, грань между ними прозрачна и туманна, она легко преодолевается в обе стороны.
Минимальный гуманизм отменяет онтологию Политического
Для минимального гуманизма Политическое не есть самостоятельная реальность, соприча-стность к которой сама по себе есть важное и высшее благо, это сфера договора, контракта между индивидуумами.
Таким образом, переходя от максимального к минимальному гуманизму, мы не просто пере-ходим к частным версиям возможных мировоззренческих и политических учений, на нем основанных, мы отходим от онтологического понимания самой политики. Политика и Политическое, с точки зрения минимального гуманизма, есть нечто абсолютно иное, нежели политика в ее тотальном (философском) понимании.
Минимальный гуманизм появился сравнительно поздно в истории и вначале развивался на относительно небольшом географическом пространстве. Речь идет о Европе Нового времени. Да и там он соседствовал и соперничал с иными моделями, тем или иным образом сохра-няющими связь с максимальным гуманизмом.
С точки зрения минимального гуманизма, философии политики, в том понимании, о котором речь шла выше, просто не может быть. Политика мыслится как договор индивидуальных существ между собой, не обладающий самостоятельной реальностью и значением. В данном случае минимальный гуманизм в своем предельном воплощении, предельной формулировке ведет к отмене Политического.
По большому счету, минимальный гуманизм есть такая форма политической антропологии, которая нацелена на полное отрицание Политического во всех его сущностных качествах. Есть учения, которые отрицают самостоятельную реальность власти; есть учения, которые отрицают нужду государства в ценностных системах; есть учения, которые отрицают, что коллективная идентификация является важнейшей составляющей политики. Веер отрицаний конкретной политической онтологии есть многообразное выражение минимального гуманизма.
Минимальный гуманизм основан на отрицании автономного бытия того, что внеиндивиду-ально и внерассудочно, а Политическое именно таково. Минимальный гуманизм исходит из того, что политического целого нет. Есть только части, и только они реальны и автономны. Части здесь заведомо больше целого.
Общество, с которым имеет дело антропология минимального гуманизма, стремится осво-бодиться от политики, ускользнуть от Политического. В отличие от древнегреческого по-лиса и его обитателей, оно отказывает богам в бытии (вместо этого может быть или не быть вера в Бога); оно отказывает в бытии миру (вместо этого — «картина мира», «представление о мире»). Начав с геноцида фантастических существ, населявших некогда гроты, леса, поля, реки, побережья и озера, критический разум обескровил и самого человека, заперев его в уз-кой темнице «категорического императива», где гипотезы и представления, анализ и описа-ние заменили живую ткань открытого бытия. Закрыв человека сверху и снизу, загерметизи-ровав общество, раздробив его на атомарные частицы, пятно минимального гуманизма стало распространяться вширь и вглубь, стараясь вовлечь в себя остальные сектора общества, где еще сохранялось живое присутствие Политического.
Минимальный гуманизм и 7 проявлений Политического
Минимальный гуманизм стремится:
- ограничить (минимализировать) политическую власть, как нечто внешнее по отношению к индивидууму, как источник «неоправданного насилия» и «подавления свобод». Онтология власти здесь отрицается, наличие в обществе властных институтов рассматривается как «пе-режиток» старых систем и подлежит постепенному ослаблению и растворению; вместо тра-диционной власти предполагается сделать акцент на «четвертой власти», на сфере зрелищ и непрерывных спектаклей;
- отменить понятие политической цели или политического проекта (общество не должно никуда направляться, каждый член общества волен двигаться по своей траектории, стохастически ограниченной лишь фактом столкновения с иными траекториями и логикой конкуренции);
- отменить политическое неравенство (равенство присуще самой природе минимального гуманизма, так как в его антропологической установке пространство сравнения ограничено узкой сферой индивидуума, над и под которым никакой автономной реальности не предпо-лагается);
- подчинить политическую систему системе правовой (перейдя от онтологического естест-венного понимания Политического к искусственному, контрактному, договорному его по-ниманию);
- отменить коллективную идентификацию, предоставив индивидууму определять себя в пределах своей же индивидуальности (в этом состоит смысл минимального гуманизма: идентификация есть произвол индивидуума и не может выходить за его рамки, каждый мо-жет определять сам себя, и никакой общей шкалы оценок нет, поэтому индивидуум в либе-ральных теориях рассматривается только сам по себе — в отрыве от этнических, конфессио-нальных, социальных и иных характеристик);
- отменить насилие или обратить его в противоположную от индивидуумов сторону (на-пример, в сторону Политического как тотального, традиции, окружающей среды или иных видов, допуская при этом насилие в единственной области — в экономической, которая счи-тается «сферой столкновения представлений», а значит агрессия здесь опосредована и «ус-ловна»);
- отменить ценностную систему как самодовлеющий общественный кодекс (сделав цен-ность функцией временных, по возможности более краткосрочных договоров между отдель-ными индивидуумами, тем самым заменив ценности ценами, подверженными конъюнктуре рынка).
Минимальный гуманизм настаивает на замене политического общества гражданским обще-ством, политического государства — правовым, тяготея к общей «аполитее», стремлению ускользнуть от Политического вообще.
Учение о гражданском обществе — это учение о том обществе, которое через политику освобождается от политики, предполагает избавление от политики политическими мето-дами.
Сноски.
1Подробнее см. А.Дугин «Философия традиционализма», М., 2002 г., главы «Недоступный антропос» (учение о человеке в Традиции), «Антропология в современном мире», «Пол и субъект».>>