16 Март 2011

Философия Политики




- безусловная и оптимистическая вера в прогресс (наглядно воплощенная в европейской и особенно в новейшей американской истории), убежденность, что американская система яв-ляется верхом прогресса и совершенства;
- мировоззренческий и экономический либерализм (политически «левый» и экономически «правый»);
- либерал-демократическое политическое устройство (индивидуум как основа общества, представительство групп индивидуумов как основа политической системы);
- преемственность западно-европейской геополитической и ценностной ориентации, начи-ная с Нового времени (в ее наиболее законченном виде);
- двухпартийная парламентская система (состоящая их правых либералов, республиканцев, и левых либералов, демократов);
- ориентация на мировое господство США (как державы, цивилизации, общественной, эко-номической, политической и ценностной системы).
Эти тезисы являются базовыми аксиомами — грамматическими правилами американского политического языка. Все они подразумеваются членами американского общества — как эли-тами, которые к ним часто обращаются эксплицитно, так и массами, которые их подразуме-вают. То, что выходит за пределы, очерченные этими принципами, вступает с ними в проти-воречие, зачисляется в категории «неполиткорректных» высказываний, не воспринимается как членораздельная речь.
Парадигмальность этих аксиом состоит в том, что они не только не могут быть оспорены, но и не нуждаются в доказательстве, представляют собой структуру «очевидностей», не подле-жащих сомнению. Американцы в журналистской речи часто используют термин «conventional wisdom», т.е. «общепринятая мудрость»; он призван обозначать структуры этих очевидностей и построенные на них выводы и высказывания.
Американское политическое подсознание
В феномене американского «политического языка» важно и то обстоятельство, что в нем ми-нимализировано «политическое бессознательное», поскольку само американское общество представляет собой искусственную смесь («плавильный котел», «melting pot») из представи-телей различных культур, народов, рас, чья этническая идентичность была расчленена в уго-ду атомарным индивидуальностям, которые и составили изначально основу американского общества. Американские массы существенно отличаются от масс других стран тем, что их «подсознательное» является не продуктом органического и естественного напластования различных парадигмальных слоев, но искусственно сконструированным механизмом, хранилищем промышленных отходов столь же искусственного, технического «политического языка», спроецированного прогрессивной Европой на «пустые» пространства Нового Света с целью «чистоты эксперимента». Множество европейцев — сектантов, радикалов, авантюристов, каторжников, мистиков, пиратов — ринулись в Америку, чтобы «начать с нуля». Именно с нуля и был создан как сам американский «политический язык», так и его темный двойник, «хаос масс».
Подсознание американцев либерально, поскольку опыт предшествующих парадигм, связан-ных с историей Старого Света у американских масс стерт и рассеян. Это значит, что оно вместе с тем очень мелко и поверхностно, почти как у «мыслящих машин», что и отмечают жители других стран и культур, сталкиваясь с американцами. Возникает странное ощущение, что в их психологии утрачено какое-то естественное и привычное измерение, их психология искусственна.
«Политическое бессознательное» американцев по сути содержит те же самые элементы, что и сам «политический язык», только в хаотическом, неупорядоченном и фрагментарном состоянии. Поэтому столь неразвитыми и слабыми были в США революционные инициативы и движения: увлекая часть контрэлиты, они были заведомо обречены на отсутствие поддержки в массах, у которых не было ресурса глубинных парадигмальных напластований.
Двухпартийный конформизм
Двухпартийность политической системы США предполагает, что существует два главных осевых дискурса, которые представляют собой несущие конструкции всей системы. Причем оба осевых дискурса — демократический и республиканский — проистекают из единой языко-вой матрицы, т.е. представляют собой проявления одного и того же «политического языка». Проиллюстрируем это на примере трактовки республиканцами и демократами выделенных нами выше принципов этого языка.
- безусловная и оптимистическая вера в прогресс
Демократы Республиканцы
развивая эту структурную предпосылку, ин-тенсифицируют ее в дискурсе, настаивающем на постоянном движении вперед, на преодо-лении прошлого, на «перманентной эволю-ции», затрагивающей обычаи, эстетические и этические нормативы и т.д. трактуют ее более умеренно: прогресс не должен нести в себе разрывов, необходимо сохранять преемственность основам амери-канской этики и культуры, продвигаться по-степенно и осмотрительно
- мировоззренческий и экономический либерализм
Демократы Республиканцы
трактуют либерализм в политическом, этиче-ском и культурном ключе как прогрессивное освобождение атомарных индивидуумов от любых ограничений, норм — включая права сексуальных меньшинств, перемену пола, свободу абортов, легализацию легких нарко-тиков и т.д. понимают свободу, в первую очередь, в эко-номическом смысле — как минимализацию налогов, запрет на вмешательство государства в экономику, полную реализацию «свободы рынка» и т.д.
- либерал-демократическое политическое устройство
Демократы Республиканцы
ставят акцент на том, что в политическом представительстве нуждаются не только большинство, но и меньшинство, не только средние слои общества, но и различные виды социальных маргиналов. Саму демократию они трактуют как «защиту интересов мень-шинств». склоняются более к пониманию демократии, как выражению позиций «среднего человека», «большинства», «консенсуса», отражению ин-тересов «нормального» среднестатистического обывателя.
- преемственность западно-европейской геополитической и ценностной ориентации, начи-ная с Нового времени
Демократы Республиканцы
понимают это наследие Просвещения как за-дачу продолжать и развивать вектор Нового времени, открывая всем народам мира «исти-ну либеральной демократии» в качестве уни-версальной ценности. Демократы ориентиро-ваны на глобализацию западного типа циви-лизации, внедрение ее нормативов в плане-тарном масштабе. отстаивают точку зрения, что только США являются единственным ортодоксальным во-площением «духа современности». Республи-канцы испытывают некоторый скепсис в от-ношении возможности «облагодетельство-вать» плодами либеральной демократии весь остальной мир и предпочитают сосредото-читься на укреплении ее в своей стране, чьи геополитические интересы они напрямую отождествляют с универсальными интересами — подчас не обращая никакого внимания на раздающиеся со стороны других народов протесты.