16 Март 2011

Философия Политики




До монгольских завоеваний на Древней Руси у летописцев бытовали представления о том, что православные христиане суть «потомки Иафета», а кочевые народы степи — «гоги и маго-ги», т.е. эсхатологические народы на службе антихриста. Но уже в Московской Руси эти представления стерлись, и сакрализация войны против врагов русского народа (в частности, благословение святым Сергием Радонежским Дмитрия Донского и монахов-богатырей Пересвета и Осляби на бой с татарами) не обобщалась до уровня «демонизации народов» или «священной войны».
Священные войны иудеев
В традиции иудаизма война имеет огромную сакральную нагрузку. Многие сюжеты «Ветхо-го Завета» суть повествования о войнах и сражениях, битвах, осадах и штурме городов. Осо-бенным значением наделены войны евреев, вернувшихся из Египта в землю Ханаанскую, в первую очередь эпопея Исуса Навина.
Специфическая религия евреев исходит из существенного неравенства народов и культов. С одной стороны, выступает еврейский народ, заключивший завет с единым Богом, и ставший «богоизбранным», а с другой, все остальные народы, поклоняющиеся «ложным богам». Согласно иудейской ангелологии, каждому народу предстоит ангел, а самому еврейскому народу — архангел Михаил, повелитель всех ангелов. Отсюда вытекает парадигма войны ангелов: народы, притеснявшие евреев, нападавшие на их земли или просто мешавшие им жить тем или иным образом, отождествляются со «злыми ангелами», воюющими с Михаилом. Парадигмой таких «злых ангелов» народов являются египтяне фараона, филистимляне, вавилоняне, а также жители Сеира (Идумеи) и т.д.
Военный захват обетованной земли, война евреев с их врагами оправдывались обращением к Божеству, поскольку речь шла о «богоизбранном народе». Здесь следует искать истоки тео-рии «справедливой войны», т.е. войны, имеющей глубинное теологическое основание. Уже в ХХ веке эти темы вновь ожили в сионистском* движении, которое рассматривало возвращение евреев в Палестину и воссоздание государства Израиль как исполнение эсхатологических пророчеств и приближение царства машиаха*.
Каббала
Иудейский эзотеризм — каббала — развивает эту тему в мистическом ключе. Согласно кабба-ле все устройство Вселенной имеет два полюса — правый и левый. Правый полюс (правая сторона) означает благость, милость; левый (левая сторона) — наказание, порицание. Правая и левая стороны образуют систему мировых энергий разной направленности, находящихся в конфликте, но это конфликт уравновешивается центром, где происходит синтез противопо-ложностей.
Правая благая сторона через серию довольно сложных каббалистических операций воплощается в особой инстанции, называемой «сефира* малькут*», «шекина»* или «душа мира».
Это — божественная инстанция, занимающая нижнее положение в божественной иерархии, но высшее — в тварном мире. Эта инстанция «малькут» воплощается в еврейском народе, отождествляется с его ангелом. Таким образом, евреи осмысляются как носители энергии «правой стороны». Остальные народы (на иврите «гоим», дословно, «народы», т.е «неевреи», «язычники») происходят из энергий «левой стороны», «обратной стороны» («ситре ахер» на иврите), из регионов зла. Следовательно, между душами евреев и неевреев существует глу-бинное онтологическое различие — не меньшее (если не большее), чем различие внутренней природы, с которым мы сталкиваемся в кастовом обществе. Можно сказать, что в такой пер-спективе мы находим предпосылки «сакрального расизма», обосновывающего этническое неравенство фундаментальными метафизическими причинами. Поскольку исторический процесс иудеи видят как диалектику противодействия энергий правой и левой сторон, а еще точнее, как борьбу «шекины» («божественного присутствия»), воплощенной в еврейском на-роде и его религиозной традиции, с «силами обратной стороны» (представленными гойскими, «трефными»* народами и царствами), то нетрудно сделать вывод о том, как это сказывается на проблеме межнациональных отношений в иудаистическом контексте (что создает серьезные проблемы в современном Израиле).
Тайна божественного имени
Философия войны в иудаистической перспективе имеет еще одно дополнительное измерение. В книге XIV века «Зохар», основном произведении обширной каббалистической литературы, дается увлекательное описание парадигмы мировой истории через следующий сюжет мифологического сражения. Мистическое толкование ивритского четырехбуквенного имени Бога, состоящего из четырех согласных «йод, хе, вау, хе» ( , , , ),

описывает каждую из букв как самостоятельную божественную инстанцию, расположенную в вертикальной иерархии. Первая буква «йод» ( ) есть само высшее Божество. Вторая — «хе» ( ) — «его душа», «верхнее присутствие». Третья «вау» ( ) — мост, ось, древо жизни. Четвертая — снова «хе» ( ) — «нижнее присутствие» или «шекина в изгнании».
Евреи рассматриваются здесь как носители «четвертой буквы», как «нижнее присутствие» (имеется в виду «присутствие Божества» — иногда оно именуется «Лия» по имени жены Иакова). Драма евреев начинается с того момента, когда гармоничное циркулирование божественных энергий от первой букве к последней прерывается вторжением новой инстанции — «народов великого смешения», на иврите «эрев рав» (br bra). Эти народы «великого смешения» посылаются «левой стороной» для того, чтобы испортить божественный миропорядок. Они нападают на евреев (четвертое «хе») и оскверняют их. Чтобы не запятнать святыню, третья буква — «вау» — удаляется, и таким образом связь между нижним «хе» и верхним «хе» прерывается. Так каббалисты трактуют разрушение государства Израиль и последующее рассеяние евреев по сторонам света.
Сакральный геноцид
Когда придет мессианская эпоха, евреи должны будут дать окончательный отпор народам «великого смешения», уничтожить их, сбросить их ярмо, и тогда энергия божественного имени будет восстановлена, «вау» вернется на свое место и наступят «благословенные вре-мена». Все вместе складывается это в стройную теорию обоснования «мистического геноци-да».
Более всего разночтений вызывает толкование того, кого именно понимали авторы «Зохара» под народами «великого смешения» (на иврите — «эрев рав»). В самом тексте об этом гово-рится расплывчато: «Ве-ли-кое Сме-ше-ние со-сто-ит из пя-ти наро-дов: Не-фи-лим (или пад-шие), Ги-бо-рим (или ге-рои), Ана-ким (или ги-ган-ты), Ре-фа-им (или те-ни) и, на-ко-нец, Аме-ли-ким. Из-за этих на-ро-дов ма-лень-кое he выпа-ло со сво-его мес-та.» («Зохар»). Эти загадочные имена трактуются по-разному: с одной стороны, это «гойские народы» и их «ан-гелы», среди которых евреям пришлось жить в рассеянии. В частности, о народе Амалека говорится там же: «И по-том-ки Ама-ле-ка в пе-ри-од чет-вер-то-го рас-сея-ния* — это те могущест-вен-ные кня-зья, ко-то-рые пра-вят над Из-раи-лем си-лой ору-жия.»