16 Март 2011

Философия Политики




Консервативная революция
В начале XX века в Германии сформировалось направление в философии политики, полу-чившее название «консервативная революция».
Смысл консервативно-революционного мировоззрения состоит в сочетании фундаментально консервативных и лево-социалистических элементов. Это попытка объединить в единую философскую и политическую доктрину все возможные формы радикальной критики современной парадигмы — как справа, так и слева. Консервативная революция есть тотальная антитеза либерализму, синтез всех социально-философских элементов, отвергающих десакрализацию, индивидуализм, минимальный гуманизм, капитализм, утилитаризм, прагматизм, т.е. сам дух Нового времени.
От «фундаментального консерватизма» «консервативных революционеров» отличала откры-тость к динамике, проекту, стремление в будущее, симпатии к левым — особенно социали-стическим, иногда даже коммунистическим — идеям и теориям (преимущественно в культуре, искусстве и экономике). От классического социализма и материализма — акцент, поставленный на духовности, традиции, иерархии, любовь к прошлому.
В консервативной революции смыкались две разновидности онтологического понимания политики: онтология прошлого (истоков) и онтология будущего (эсхатология). Консервативные революционеры стремились концептуализировать то общее, что объединяло полярности -Доносо Кортеса и Жозефа Прудона, Жозефа де Местра и Огюста Бланки, Луи де Бональда и Карла Маркса.
На первый взгляд, это было трудно сделать в теории и еще труднее применить на практике. Однако история консервативно-революционных идей показала, что это было в высшей сте-пени продуктивным и увлекательным интеллектуальным предприятием. Теоретическое зна-чение консервативно-революционной доктрины особенно возросло после того, как левые социалистические учения исторически (в лице СССР, соцлагеря и Китая) проиграли дуэль с либерализмом. Консервативная революция изначально рассматривала либерализм как глав-ное зло, с которым надо бороться и справа и слева, и настаивала на том, чтобы выступать против него единым фронтом.
С точки зрения философии политики, консервативно-революционная идеология, довольно мало изученная, представляет собой важнейший инструмент для адекватной расшифровки истории политических идей и их классификации.
Консервативно-революционные элементы можно найти в предшествующие столетия у самых разнообразных авторов. Там, где левые — социалисты, революционные демократы или коммунисты, обрушиваясь на капитализм и буржуазную философию, обращаются (пусть непоследовательно и фрагментарно) к традиции, к национальным и культурным корням, присутствуют элементы консервативной революции. Мы ясно различаем их у социалистов-утопистов, у русских народников и эсеров и т.д. Вместе с тем, фундаментальные консерваторы, выдвигающие идеи солидарного справедливого общества (эти темы были не чужды Луи де Бональду), открытые к союзу с рабочим классом и крестьянством в борьбе против «восставших буржуа», также подходят к этой платформе — но только «справа».
Ф.Ницше: консервативный революционер
Провозвестником полноценной философии консервативной революции был Фридрих Ницше. Его философия сочетает в себе основные мотивы этого мировоззрения — симпатии к сакральным корням, максимальный гуманизм (теория сверхчеловека), взгляд в будущее, ненависть к буржуазной морали и ее ценностям, призыв к рискованному личному бытию, из которого необходимо героически извлечь новые небанальные истины.
Ницше отбрасывал одновременно и реакционные идеи и социалистический гуманизм, но отнюдь не из симпатии к либеральным теориям, а из понимания того, что ни реакционеры, ни социалисты не способны эффективно ответить на вызов либерализма как духа современности. Ницше стремился преодолеть концептуальные ограничения философии политики Нового времени, обращался для этого к дохристианской традиции (греческой и иранской), старался позволить жизненной энергии, чистой сакральности говорить через философскую интуицию и поэтические откровения спонтанно и искренне. «Только тот, кто носит в душе хаос, может родить танцующую звезду», — писал Ницше в «Так говорил Заратустра».
Большинство других консервативных революционеров обращались к Ницше как высшему авторитету.
В Германии в 20-е годы сложилась целая школа этого направления. Круг вошедших туда ав-торов охотно причисляя себя к «консервативной революции».
О.Шпенглер
Это были Освальд Шпенглер, автор фундаментального труда «Закат Европы», в котором он подверг западную цивилизацию жесткой критике, заявляя об исчерпанности жизненных энергий культурного творчества. Окончательным продуктом этого вырождения Шпенглер считал буржуазную политическую и экономическую систему. Шпенглер противопоставлял «культуру» как живое творчество людей и народов, воплощенное не только в материальных объектах и произведениях искусств, но в самом жизненном стиле, и «цивилизацию» — как чисто механистическое развитие инструментально-технической стороны, свидетельствую-щее об остывании внутренних энергий и о подмене творческой воли тягой к комфорту, ути-литаризмом, эгоистическим интересом и холодным любопытством.
«Закату Европы» Шпенглер противопоставлял «прусский дух», который он (в работе «Социа-лизм и пруссачество») сближал с социализмом, стремясь сочетать феодальную верность, со-лидарность и традиционность Пруссии с социалистическими проектами. Идеи Шпенглера о множественности цивилизаций и наличии у них циклических витков во многом повторяли идеи Николая Данилевского.
Э.Юнгер
Другим выдающимся консервативным революционером был Эрнст Юнгер, автор программ-ного текста «Труженик» («Der Arbeiter») для всего консервативно-революционного движения.
Юнгер был глубоко затронут опытом войны, в котором ему открылись -через страдания, шок, драматическое столкновение с массовой смертью напряжение всех индивидуальных сил — изначальные энергии бытия. Юнгер считал, что настоящий нерв современности лежит не в буржуазной системе, а в среде ее противников, на ее периферии, где протекает истинная история — становление титанического духа из останков прежнего, ушедшего человечества. Юнгер предлагал выковать волевым образом новую форму («третью имперскую фигуру»), сочетающую в себе архаические корни и футуристический порыв в неизвестное. Именно ему принадлежали наиболее глубокие модели описания синтеза между национальным и социальным.
Единомышленником Юнгера был и его брат Фридрих Юнгер.
А.Мюллер ван ден Брук
К консервативно-революционному направлению принадлежал и Артур Мюллер Ван ден Брук, один их главных теоретиков, возглавлявший «Июньский клуб». Мюллер Ван ден Брук был автором фундаментального труда «Третье Царство», в котором ставил своей целью соче-тать все противоположности — Первое германское царство и второе, Габсбургов и Гогенцол-лернов, традиционалистов и социалистов, католиков и протестантов и т.д. Мюллер ван ден Брук переводил на немецкий труды Достоевского (которым восхищался), дружил с русским философом фундаментально консервативного направления Мережковским.