16 Март 2011

Философия Политики




Антиэлита существует в обществе всегда, но активизируется по мере того, как слабнет власть правящей элиты и замедляется ее ротация. В определенных ситуациях контрэлита и антиэлита сближаются в своем отрицании «правящего класса», но снова расходятся, как только контрэлите удается осуществить свой план, и, свергнув властителей, занять их место5.
Антиэлита в такой ситуации продолжает свою стратегию бунта и фронды и становится жертвой нового цикла власти6.
Ротация элит
Эти циклы в жизни элит Парето называет общим термином «ротация», «постоянная смена». Пришедшая к власти новая элита (вчерашняя контрэлита) на первом этапе сталкивается с множеством новых и неожиданных проблем и вызовов, связанных с властью; чтобы спра-виться с этим, она активно впитывает в себя дееспособных и активных людей из разных со-циальных слоев. Это необходимо ей, чтобы закрепиться. На этом этапе цикла элит ротация идет быстро, активно, и ее объем максимален. Позже она затормаживается. Еще позже во-обще останавливается, что приводит к зарождению новой контрэлиты и перевороту. И цикл ротации элит начинается снова.
Закон ротации элит, прекрасно подтвержденный историческими фактами, показывает, что для самосохранения господствующие элиты должны постоянно поддерживать цикл обновления, подтягивая кадры из разных сфер общества. Критическим порогом является появление «контрэлиты». Как только это происходит, у власти возникает серьезный конкурент, способный ее опрокинуть. Если и на этом этапе не предпринять усилий по активизации ротации, старые элиты обречены. В этом выражается закон равновесия Вальраса, примененный к политике.
Развивая теорию ротации элит, Парето считал оптимальным сделать этот процесс постоян-ным, и тем самым концептуально закрепить социальное равновесие, которое в противном случае будет восстанавливаться слишком жестким и рискованным образом. В своем «техни-ческом» (не «гуманитарном») аспекте демократические системы дают для этого оптимальный инструментарий.
Для Парето совершенно не важно, какой идеологией оправдывают свой революционный порыв контрэлиты, и на какой мировоззренческой платформе стоит элита правящая. Это зависит от конкретных исторических обстоятельств и настроений в обществе. С точки зрения всей неомакиавелистской школы, функциональная технология баланса элит намного важнее схоластики революционных или консервативных идеологий, которыми прикрываются силы, ведущие борьбу за власть.

Глава 14. Ресакрализация Политического в Новое время (антитезы либерализму)
Смысл Нового времени сводится к десакрализации Политического. Рассмотрим тенденции, противостоящие (в той или иной степени)десакрализации. Эти тенденции идут против ос-новного вектора развития философии политики Нового времени, представляя собой разно-образные формы несогласия с ним.
Аксиома философии политики XXI века: либерализм=современность
Окончательной парадигмой философии политики Нового времени является либерализм. Именно либерализм (и никакая иная форма политической философии) представляет собой наиболее чистую концептуальную, идеологическую, философскую и мировоззренческую матрицу Нового времени и, соответственно, прямую и совершенную антитезу того, чем являлась сакральная политика, философия политики традиционного общества.
Это утверждение далеко не очевидно, и такой вывод стал напрашиваться только по мере раз-вития политических и идеологических процессов, составлявших основное содержание исто-рии ХХ века. Либерализм, появившийся в Новое время вместе с другими современными идеологиями, до определенного момента воспринимался лишь как одно из направлений со-временности, наряду с другими. Более того, сплошь и рядом он выступал не сам по себе, в чистом виде, а в альянсе с другими идеологическими и политическими тенденциями — на-циональными, социальными, демократическими и т.д., и до определенного момента среди современных политических учений было нелегко различить наиболее универсальную, обоб-щающую и стержневую тенденцию.
Вплоть до последних лет право на то, чтобы точно отражать «дух современности», «дух Про-свещения», оспаривали у либералов социалисты и коммунисты. И только в конце ХХ века многие вещи встали на свои места.
Окончательное отождествление либерализма с сущностью философии политики Нового времени стало возможно только тогда, когда победа либеральной идеологии, либеральных ценностей над последним оплотом их планетарной масштабной (идеологической и полити-ческой) антитезы — советским режимом — доказала исторический вектор современности, наглядно обнаружив в коммунизме и социализме архаические (т.е. недостаточно «современ-ные») признаки, скрытые под внешне современными тезисами и теориями.
Раз именно либерализм воплощает в себе основной вектор философии политики Нового времени, то политические теории, появившиеся в этот период и несогласные с аксиомами либерализма, в той или иной степени расходятся и с магистральной парадигмой современности, а их корни следует искать в иных контекстах — в первую очередь, в традиционном обществе и сакральных архетипах. Это характерно как для консервативных течений, отстаивающих традиционные ценности открыто и явно, так и для целого ряда политических идеологий, лишь внешне вписывающихся в контекст современности и только формально соглашающихся с ее базовыми принципами и тенденциями. Можно назвать этот тезис «аксиомой философии политики ХХI века».
Либерализм — это квинтэссенция радикальной десакрализации Политического, идеология, ориентированная на его дезонтологизацию, минимализацию и, в конечном итоге, упраздне-ние. Отсюда верно и обратное: все то, что в той или иной форме противостоит либерализму, несет в себе явно или косвенно элементы «сакрализации» («ресакрализации»), онтологизации (реонтологизации), максимализации и аффирмации (реаффирмации) Политического.
Перечень антилиберальных (нелиберальных) идеологий
Какие типы политических философий противостоят эксплицитно (открыто) либерализму? Это:
- традиционализм;
- (фундаментальный) консерватизм;
- клерикализм (интегризм);
- монархизм (роялизм);
- революционный демократизм;
- социализм;
- коммунизм;
- анархизм;
- социал-демократия;
- консервативная революция,
- холистский (от греческого «холос» — «целостный») национализм;
- фашизм;
- национал-большевизм.
Перечисленные политические мировоззрения, существовавшие в европейской (и неевропей-ской) мысли в Новое время, при всем их различии имеют общий знаменатель: они отрица-ют либеральное мировоззрение, отвергают его основные принципы и аксиомы («справа» или «слева», радикально или умеренно). Есть одно общее свойство, присущее всем этим идеоло-гиям: они антилиберальны или, по меньшей мере, нелиберальны. Они рассматривают себя как альтернативу либерализму, и оценивают либерализм в самих его предпосылках как яв-ление негативное.