16 Март 2011

Философия Политики




Либерализм вслед за номиналистским признанием космоса единой («сущностно не двоимой») материальной реальностью, признает единой и неделимой реальностью человеческую инди-видуальность.
Представление об индивидуализме является основой мировоззрения либерализма.
Либерализм утверждает в качестве основной реальности именно индивидуума, а не просто «человека» или «личность»; индивидуум — главная и центральная ценность в рамках этого мировоззрения. Исходя из индивидуума как абсолюта — из его интересов, прав, структуры и логики — строятся остальные философские, политические, социальные, экономические моде-ли.
Такого представления об индивидууме мы не встречали нигде в традиционном обществе. Если внимательно вдуматься в смысл креационистского подхода, мы сможем понять, как от полноценно сакрального (манифестационистского) представления о человеке — через избирательную сакрализацию религии Откровения — мы подошли вплотную к индивидуалистической антропологии Нового времени. Вместе с тем, креационистский, авраамический человек — намного более сложная и многомерная реальность, нежели «атомарный» индивидуум либеральной философии и политики.
Рационализм и Фрэнсис Бэкон
К провозвестником либерализма можно отнести Фрэнсиса Бэкона.
Бэкон написал такие произведения, как «Новый Органон» (где развил философские принци-пы эмпиризма) и «Новая Атлантида». Любопытно, что он поместил идеальное (в глазах фи-лософа Нового времени) государство на далекий Запад, что спустя несколько столетий бук-вально реализовалось в исторической судьбе США. США — государство, построенное искус-ственно выходцами из Англии, преимущественно представителями крайне протестантских сект, по теоретическим «выкройкам» эмпиризма и либерализма как своего рода исторический эксперимент по внедрению либеральных идеалов в жизнь. Показательно, что еще в XVI веке Фрэнсис Бэкон сделал местонахождением своей либеральной утопии именно Атлантиду, континент — символ крайнего Запада.
Еще один элемент, свойственный либерализму, это представление о человеческом рассудке как о главной инстанции в определении того, что является истинным или ложным, ценным или ничтожным, существующим и не существующим. Это наглядно проявлено в максиме французского философа Рене Декарта — «cogito ergo sum» (лат. — «я мыслю, следовательно, я существую»).
Рассудок является основополагающей чертой индивидуума, тем, что отличает «человеческо-го индивидуума» от «нечеловеческого». Философы-рационалисты, прямые предшественники либералов, придали этой инстанции рассудка решающее значение для вынесения конечных суждений. Это была весьма новаторская идея, поскольку рассудок в сакральной, традицион-ной цивилизации, в религиозном обществе рассматривался как нечто несамостоятельное, производное, подчиненное более высоким, духовным онтологическим инстанциям (внутренним по отношению к человеку).
В европейской католической культуре рассудок рассматривался в соответствии с известной формулой схоластики «философия — служанка богословия». Речь шла о том, что рассудочная деятельность человека должна быть подчинена неким более высоким принципам — вере, ав-торитету, интеллектуальной интуиции и т.д. Традиционное общество проводило различие между индивидуальным рассудком и иной, сверхиндивидуальной, инстанцией, называемой «духом», «умом» и т.д. Разные философские школы и разные языки имеют свои модели опи-сания пары «рассудок» и «разум», «разум» и «ум», «разум» и «дух» и т.д. Важно отметить, что противопоставляется индивидуальное рациональное действие бодрствующего человеческого рассудка и некоторая более «вертикальная» функция сознания, связанная с возможностью схватить явление целиком, проникнуть вглубь него. Идеалистическая философия высшие формы сознания сопрягает с «созерцанием божественных идей», а простую рассудочную деятельность — с механической классификацией смутных и искаженных теней. «Созерцание идей» на латыни соответствует понятию «intellectus», а обыденная рассудочная деятельность — «ratio», «рацио», дословно означает «соотнесение». Для постижения сущностной, целостной идеи служит «intellectus» (по-латыни), «ум» (по-русски), «nouz» (по-гречески). Для того, чтобы различать и перестанавливать в своем сознании реально существующие предметы, суще-ствует ratio, «рассудок».
Фрэнсис Бэкон был одним из провозвестников последовательного рационализма. С его точки зрения, высшая способность постигать идеи, «nouz» — это фикция, несуществующая инстанция. Существует только «рассудок». Соответственно, рассудок как способность разводить между собой, рационализировать, разделять и соотносить различные предметы и есть главное и высшее качество индивидуума. То, что лежит вне рассудка, отметается, выносится за скобки. Суждение, не основанное на рассудочных заключениях и наблюдениях за внешним миром, признается несостоятельным. Так номинализм достигает своего апогея. В таком подходе мы имеем дело с радикальной десакрализацией сознания.
В мире Традиции все политические институты обосновывались и оправдывали свое сущест-вование через обращение к высшему священному началу, которое соответствовало именно сверхрассудочному уровню, не поддавалось прямолинейной рационализации. Даже если фи-лософы или схоласты рационализировали до определенной степени высшие онтологические божественные реальности, их суть оставалась за пределом рассудочной компетенции. Фило-софская программа Фрэнсиса Бэкона состояла в освобождении рассудка от высших реально-стей, придание ему статуса последней инстанции, выносящей приговор относительно того, что есть, и того, чего нет.
Идеальное общество, рисуемое Бэконом, отличается тем, что его политическое устройство базируется исключительно на рассудочной деятельности. В нем отсутствуют сакральные ус-тои, вся его организация выстроена таким образом, чтобы исключить влияние любых факто-ров, связанных с традициями, сакральностью, ритуалами, не имеющими рационального объ-яснения.
Философия Джона Локка
Законченную философскую и политическую программу, заложившую основные принципы либерализма, разработал последователь Фрэнсиса Бэкона Джон Локк. Джон Локк — во мно-гом ключевая фигура не только для истории либеральной мысли, но и для всей парадигмы мышления Нового времени. Локк впервые применил основные принципы номинализма и эмпиризма к философии, политике, науке, представлению о человеке и обществе, выработав цельное и связное мировоззрение. Философия Локка содержит основные моменты того, что можно назвать «духом современности». Его труды — это емкий компендиум последователь-ной десакрализации, которой подвергались основные философские и политические темы, занимавшие сознание европейцев на заре Нового времени.