16 Март 2011

Философия Политики




Что мы вкладываем в понятия «философия» и «политика»?
Если бы мы точно знали, что такое философия и что такое политика, мы бы, наверное, жили в другом, идеальном мире. Лучшие современные философы не писали бы многочис-ленные книги с вопросительными названиями, вроде «Что такое думать?» ( Мартин Хайдег-гер) или «Что такое философия?»1 (Жиль Делез). Мартин Хайдеггер писал: «То, что мы года-ми упорно занимаемся сочинениями великих мыслителей, еще не гарантирует того, что мы мыслим или хотя бы готовы учиться мыслить.»2
Внутренний свет Софии
Философия — это путешествие во внутреннее. Греческое слово «философия» состоит из двух корней: «фило» (filo) и «софия (sofia). «Фило» — означает «любовь», «тяготение», «влече-ние», «стремление к»; «cофия» — «мудрость», следовательно, «философия» (filosofia) — это «любовь к мудрости». Именно к «мудрости», а не к «знанию», «умению» или «вла-сти».»София» («мудрость») — греческое слово. Оно означает трудную для постижения реаль-ность — ускользающую от нас, цельную и не поддающуюся разделению на части.
Под «мудростью» древние понимали богиню (греки, в частности, богиню Палладу, Pallaz,), сверхчеловеческое существо, архетип, пребывающий внутри всех вещей и существ как не-бесный прообраз их земного бытия, их идея.
«София» — это скрытая, ускользающая от наших органов чувств, и даже от нашего рассудка, тончайшая духовная субстанция, «невидимый свет, разлитый в вещах мира». Поиск ее, при-тяжение к ней и составляет содержание процесса философствования.
В современном языке слово «мудрость» упоминается редко, да и то чаще в шутку. Понятие «мудрость» в нашем обществе сильно дискредитировано: всерьез выставлять себя «мудре-цом» может лишь комический герой — именно шутовские по сути персонажи ассоциируются у нас сегодня с представлением о «мудреце». Прямой славянский перевод термина «филосо-фия» — «любомудрие» — звучит архаично и несколько нелепо. Понятие «мудрость» — явно не из современного арсенала общеупотребительных слов. Поэтому, задумавшись всерьез, что же такое «софия», которую ищут и «любят» философы, нам придется нелегко: окружающая нас культура заведомо противится этому намерению, стремясь рассеять нашу серьезность, обратив все в шутку или каламбур.
Понятие «внутреннего»
Философия — это влечение к тонкой инстанции, «расположенной» на внутренней стороне вещей и являющейся, своего рода, их общим знаменателем.
Возникает потребность в определении того, что такое «внутреннее». Это не такое простое понятие. Ясно, что «внутреннее» не является указанием на физическое местонахождение. Это, скорее, та инстанция, где расположены невидимые, скрытые корни вещей, явлений, событий, существ. Мы обращаемся к «внутреннему» всякий раз, когда испытываем потрясения, глубокую неудовлетворенность, отчаяние, жестокое разочарование в привычном ходе вещей. «Внутреннее» обнаруживает себя тогда, когда во «внешнем» возникает брешь, когда неудовлетворенность в обыденном и банальном становится для нас непереносимой, когда наше сознание мучительно ищет ответов на вопросы, которых на поверхности нет и не может быть. Человек теоретически может прожить и без «внутреннего». Без «внутреннего» он может сложиться, обучиться, поработать и умереть. Но такая жизнь будет лишена в своей сердцевине самого главного — ускользающего, неуловимого элемента, без которого, в сущности, и жизнь не жизнь. Философия профессионально занимается этим тонким измерением, которое, с одной стороны, вроде бы, совершенно необязательно для большинства, а с другой — фундаментально необходимо и составляет скрытую ось бытия. Если мы поймем, что такое «внутреннее» — мы поймем сразу все, останутся лишь детали…
Мы давно живем в «современном мире», где представление о «Софии», «внутреннем» и т.д. прочно отошли на периферию научного и общественного внимания. Поэтому понятие «фи-лософия» сегодня используется скорее по привычке, как дань инерции. И означает оно нечто весьма приблизительное. Едва ли мы в состоянии понять тот смысл, который в этот термин вкладывали древние.
Мудрость и бытие
По мнению древних, мудрость сопряжена не только с сознанием и познанием, но напрямую с бытием, с его тайной, со скрытой стороной реальности. В связи с этим можно сказать, что мудрость, как ее понимали древние и более поздние продолжатели античной традиции мышления, представляет собой онтологическую реальность.
В представлении древних греков, впервые употребивших термин «философия» («любовь к мудрости»), природа «софии», к которой «философ» («ищущий мудрости») испытывает «вле-чение», совпадает с природой бытия. «София» не просто знание, совокупность представле-ний, «мировоззрение», но «световой срез бытия», его глубинная коренная часть. «Философия» в ее изначальном смысле и есть онтология, «наука о бытии».
Определение политики
Политика есть область применения высших способностей человеческого существа к кон-кретной реальности
. Одним из первых мыслителей, глубинно осмысливших политику, был Аристотель. Он на-звал ее «высшим из искусств». Аристотель видел в политике «высшую форму коллективного бытия людей». Он считал человека политическим животным (по-гречески «zoon politikon»). «Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нрав-ственном смысле существо, либо сверхчеловек», — писал он.3
О Государстве, «полисе», от которого происходит слово «политика», в этом же сочинении Аристотель писал: «Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части». И далее: «Государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.»4
Политика является сознательным обобщением человеческого существования, сферой, где постижение общего, объективного и масштабного сопряжено с действием, призванным утвердить выводы, сделанные из такого постижения. Иными словами, в политике вопло-щается взгляд человека (как части общественного, коллективного организма) 1) на прошлое, 2) масштабное осмысление этого прошлого и 3) последующее воплощение сделанных выво-дов в жизнь, т.е. волевая проекция их на окружающий мир в настоящем, предопределяющая ход будущего