16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o выступали с материалистических позиций;
o занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
31
o пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название — школа «физиков»);
o искали первоначало — субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
o первоначалом всего сущего считал воду («архэ»);
o представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
o считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
o допускал наличие множества богов;
o считал центром вселенной Землю;
o точно определил продолжительность года — 365 дней;
o сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 — 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
o первоначалом всего сущего считал «апейрон» — вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
o вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
o первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра:
o первопричиной всего сущего считал воздух;
o выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.);
o проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») — «душой космоса»;
o отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.) — крупный древнегреческий философ-материалист, осно-
32
ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
o первоначалом всего сущего считал огонь;
o вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
o считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
o был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
o признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
o всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
o выступал за материальность человеческой и мировой души;
o был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
o движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
4. Пифагорейцы — сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:
o первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
o выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
o считали единицу мельчайшей частицей всего;
o пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).
5. Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
o изучали проблемы познания;
o жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
33
o были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
o считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы».
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» — противоположность «линии Платона» — идеалистическому направлению).
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
o весь материальный мир состоит из атомов;
o атом — мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
o атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
o атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
o между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
o атомы находятся в вечном движении;
o существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
o атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
1. Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» — мудрецы, учителя мудрости).
Среди софистов выделяются группы так называемых:
o старших софистов (V в. до н. э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
o младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,
но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
34
2. Для софистов характерно:
o критическое отношение к окружающей действительности;
o стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
o неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
o отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
o стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
o восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;