16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




2. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-»досократиков»:
o милетской школы — «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
o Гераклита Эфесского;
o элейской школы;
o атомистов (Демокрита, Левкиппа);
o некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся:
o философско-просветительская деятельность софистов;
o философия Сократа;
o зарождение «сократических» школ;
o философия Платона;
o философия Аристотеля.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:
o меньше уделяли внимания поиску первоначала;
28
o допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
o выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон — автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
o положили начало спору между материализмом и идеализмом;
o проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
o от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
o внесли вклад в развитие логики;
o вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).
Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
o распространение антиобщественной философии киников;
o зарождение стоического направления философии;
o деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
o философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
o кризис античных моральных и философских ценностей;
o снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
o отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
o поиск физической и духовной опоры в самом себе;
o стремление к отрешению от действительности;
o преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
o признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое — киренаики, моральное — Эпикур).
Наиболее известными философами римского периода являлись:
o Сенека;
o Марк Аврелий (император Рима в 161 — 180 гг.);
o Тит Лукреций Кар;
o поздние стоики;
o ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
o взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках рим-
29
ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
o фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
o влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
o близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
o небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
o повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
o расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
o расцвет стоической философии, сторонники» которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
o преобладание идеализма над материализмом;
o все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
o повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
o рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
o постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
o материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
o древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
o стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
o на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
30
o допускалось существование богов;
o древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
o человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
o были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
1. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
o милетская школа;
o школа пифагорейцев;
o школа Гераклита Эфесского;
o элейская школа;
o атомисты.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
o ярко выраженный космоцентризм;
o повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
o поиск первоначала, породившего все сущее;
o гилозоизм (одушевление неживой природы);
o доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы: