16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Эрих Фромм (1900 — 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования.
Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:
o патриархат и матриархат;
o гуманистическое и авторитарное сознание;
o власть и подчинение;
o стремление к обладанию и просто жизнь;
o личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);
o «свобода от» и «свобода для» — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, — помочь человеку решить
эти противоречия. Главный способ их решения — культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 — 1979).
209
Главное произведение Маркузе — «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное «одномерное общество» воспитывает нормального, но «одномерного человека», обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
Выход из данного положения, «прорыв» одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.
Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия — одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
o бытие Бога как творца всего сущего;
o бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:
o стала ближе к человеку;
o освободилась от ряда догм;
o стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 — 1978), Ж. Маритэн (1882 — 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 — 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920).
База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и разума.
Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.
Цель неотомистов:
o доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
o приспособить католицизм к современным условиям;
o приблизить католицизм к простым людям.
210
Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.
Основными частями учения неотомизма являются:
o метафизика (общая и прикладная);
o гносеология;
o натурфилософия.
Метафизика — базовый раздел — состоит из:
o общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);
o прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке.
Основные цели неотомизма:
o креационизм (сотворение окружающего мира Богом);
o откровение (Бога о себе — в Библии);
o разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);
o единство сущности и существования в Боге;
o подобие человека Богу;
o человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
3. Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.
Его основоположник — современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 — 1955).
Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию — комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.
Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.
4. Также к католическому направлению принадлежит «теология освобождения», распространенная в Латинской Америке.
Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены:
o либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);
211
o теология кризиса (Барт, Нибур);
o экзистенциональная теология (Тиллих);
o «демифоногизированное христианство» (Бультман);
o безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
1. Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).
2. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
o классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);
o махизм;
o неопозитивизм;
o постпозитивизм.
Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 «Философия позитивизма Огюста Конта».
3. Махизм нередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в основе философии должен лежать
критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название — эмпириокритицизм).
Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.
А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:
o во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;
o во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).