16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o способность к действию (применемый научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
o истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).
6. Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство.
Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:
o «эпистеме» — достоверное знание, проверенное теорией и
практикой (опытом);
o «докса» — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов познания:
o непосредственного, чувственного — доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание («докса») вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
o созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, поскольку «чистые идеи» устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание — «эпистиме».
Следуя Платону, Дьюи считает, что:
o чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
203
o высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.
В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):
o материалистическое;
o идеологическое.
Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную.
По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться.
В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания.
Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.
Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.
Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.
7. Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.
Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:
o не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться человечество;
o существует плюрализм целей и благ;
204
o цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
o основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
o большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
o достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
o следовательно, сам рост является во всех случаях главной
моральной целью;
o моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
o демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
o лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
o цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами);
o демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);
o общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции;
o основной рычаг социальной реконструкции — применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.
Вопрос 61. Психоанализ
1. Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
o бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
o реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.
205
Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
2. Фрейдом выделяются две схемы психики:
o топографическая;
o динамическая.
При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев — Оно, Я, Сверх-Я.