16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




3. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.
4. Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества — социальная реконструкция.
Социальная реконструкция включает в себя:
o совершенствование отношений собственности, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности);
200
o через акционирование и иное совершенствование отношений собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
o более справедливое распределение произведенных материальных благ;
o борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан;
o обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства;
o наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности;
o сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий».
Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий», в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту.
Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.
Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершенствование мышления (также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.
Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи.
По Дьюи:
o метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;
o основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей;
201
o от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, — ложный;
o следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма.
Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов:
o не может быть «метода вообще» (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
o существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
o следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода.
Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем:
o потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
o данное актуальное сомнение порождает «проблематическую ситуацию» — конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
o решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
o цель научного метода — превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;
o действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную;
o следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.
Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):
o ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
o после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую;
202
на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
o выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
o критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
o принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).
Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:
o способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);