16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);
o особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;
o познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
21
o путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
o необходимо во всем уступать друг другу.
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
o Как необходимо управлять людьми?
o Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
o жить в обществе и для общества;
o уступать друг другу;
o слушаться старших по возрасту и по званию;
o подчиняться императору;
o сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
o быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
o подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
o управлять на основе добродетели («бадао»);
o обладать необходимыми знаниями;
o верно служить стране, быть патриотом;
o обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
o быть благородным;
o делать только добро государству и окружающим;
o предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
22
o заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
o быть лояльным по отношению к руководителю;
o проявлять старание в работе;
o постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 — 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 — 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
5. Основными постулатами легизма являются следующие:
o человек обладает изначально злой природой;
o движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
o как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
o чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
o государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
o основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
o основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
o законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
o государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
o государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
23
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
o XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
o VI — И вв. до н. э. — эпический период;
o II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
o «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
o описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
o книги лесных отшельников («араньяки»);
o философские комментарии к Ведам («упанишады»). До наших дней дошло всего четыре Веды:
o Ригведа;
o Самаведа;
o Яджурведа;
o Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
o буддизм;
o джайнизм;
o чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
o йога;
o веданта;
o вайшешина;
o ньяя;
24
o миманса;
o санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.