16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 — 1891).
Одно из основных направлений философии Леонтьева — критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм — царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право-славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.
Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает.
Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство.
Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано. 6. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели — Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 — 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
o путь человекобожества;
o путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, счи-
191
тает свои возможности безграничными, а себя — вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
7. Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 — 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину — толстовство. Суть толстовства в следующем:
o многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
o религия должна стать простой и доступной для народа;
o Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
o смысл жизни — самосовершенствование;
o главное зло на Земле — смерть и насилие;
o необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
o в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
o государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;
o всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
8. Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
o Н.Г. Чернышевский;
o народники — Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, ПН. Ткачев;
o анархист П. Кропоткин;
o марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений — социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского
192
народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
9. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 — 1900).
Основными идеалами его философии были:
o идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
o идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
o идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
o идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
o идея Бога как выражения добра;
o идея «богочеловека» — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
o идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
o русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва — Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Вопрос 59. Русская философия ХХ в.
1. Основными направлениями русской философии конца XIX — ХХ вв. были:
o философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);
o естественно-научная философия;
o советская философия;
o философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:
o сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
193
o обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
2. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.