16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
187
5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
o декабристское;
o монархическое;
o западническое и славянофильское;
o революционно-демократическое;
o атеистическое;
o теологическое;
o философию космизма.
Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 58.
6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:
o философией марксизма-ленинизма;
o философией космизма;
o естественно-научной философией;
o философией «русского зарубежья».
Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 59.
Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
o декабристская философия;
o философия западников и славянофилов;
o философия Чаадаева;
o консервативная религиозная и монархическая философия;
o философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
o революционно-демократическая философия;
o либеральная философия.
2. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были:
o приоритет естественного права;
o необходимость для России правового строя;
o отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
o личная свобода человека;
o ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
188
3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 — 1856).
Основными направлениями его философий были:
o философия человека;
o философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной юли — христианство.
Христианство — стержень, двигатель истории.
Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
4. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
189
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
5. В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.
Н.В. Федоров (1828 — 1903) сделал основными темами своей философии:
o единство мира;
o проблему жизни и смерти;
o проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир),
Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум.
«Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом — смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи — победы над смертью.
Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления.
По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших
190
образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, — путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».