16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o литературы, искусства, моды;
o строительства;
o освоения космоса;
o международных отношений.
Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
1. Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
o сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
o специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
o целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
o большая роль проблем морали и нравственности;
o конкретность;
o широкое распространение в массах, понятность простому народу.
184
Основы предмета русской философии составляли:
o проблема человека;
o космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
o проблемы морали и нравственности;
o проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
o проблема власти;
o проблема государства;
o проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
o проблема идеального общества;
o проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
o период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
o философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
o философия XVIII в.;
o философия XIX в.;
o русская и советская философия XX в.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX — XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
o моральные и нравственные ценности;
o объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
o государство;
o право;
o природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
o Иларион (основное произведение — «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
o Владимир Мономах (основное произведение — «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы
185
добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
o Климент Смолятич (основное произведение — «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии — проблемы разума, познания);
o Филипп Пустынник (основное произведение — «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII — XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
o сохранение русской духовности;
o христианство;
o борьба за освобождение;
o устройство государства;
o познание.
Среди видных философов данного периода:
o Сергий Радонежский (XIV в. — философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
o Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва — Третий Рим») по линии Рим — Константинополь — Москва;
o Максимилиана Грек (1475 — 1556) — отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
o Андрей Курбский (1528 — 1583) — был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
o Нил Сорский, Вассиан Патрикеев — выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
o Аввакум и Никон — также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и
186
возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
o Юрий Крижанич (XVII в.) — выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
o философию эпохи петровских реформ;
o материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
o вопросы устройства монархии;
o императорской власти, ее божественности и нерушимости;
o прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
o войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 — 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) — материальных монад.