16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Главные виды практики:
o материальное производство;
176
o управленческая деятельность;
o научный эксперимент.
Функции практики — то, что она является:
o критерием истины;
o основой познания;
o целью познания;
o результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.
Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
o те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
o те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
o формационный подход;
o цивилизационный подход;
o культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе — общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
177
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
o первобытнообщинная;
o рабовладельческая;
o феодальная;
o капиталистическая;
o коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — «азиатский способ производства».
Первобытнообщинная формация характеризуется:
o примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном — ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);
o отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда;
178
o равенством и личной свободой;
o отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
o слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.
«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:
o ирригационное земледелие как основу экономики;
o отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
o государственную собственность на землю и средства производства;
o массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);
o наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:
o возникла частная собственность на средства производства, в том числе «живые», «говорящие» — рабов;
o социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
o государство и публичная власть.
Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
o крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов;
o труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов крестьян;
o особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах — городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
o основную роль в экономике начинает играть промышленность;
o усложняются средства производства — механизация, объединение труда;
o промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
o основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
o отсутствием частной собственности на средства производства;
179
o государственной (общественной) собственностью на средства производства;
o трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
o справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
o высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации). 3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 — 1975).