16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o 1850 г. — 1 миллиард;
o 1930 г. — 2 миллиарда;
o 1976 г. — 4 миллиарда;
o 1987 г. — 5 миллиардов;
o 2000 г. — 6 миллиардов;
o 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается).
Таким образом, если раньше для удвоения населения необходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет — то есть в настоящее время
173
наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося увеличения населения со стороны Азии и Африки).
По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.
При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам.
Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:
o сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;
o искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).
В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.
Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:
o прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;
o заняться решением экологических проблем;
o уделять внимание социальной экологии — не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;
o изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;
o контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.
Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует человека, то есть самого себя.
174
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
o познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
o познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
o гностицизм;
o агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
o сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
o сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
o идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
o материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
175
3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
o диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
o историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
o практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
o познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;
o объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
o активности творческого отображения действительности;
o конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
4. Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.