16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.
160
6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
o пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.
o активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
o авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);
o групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
o общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению»); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
o активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;
o подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
o игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
o непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры — Ленин и другие).
7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-
161
ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
o подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);
o развить общественно ценные качества личности;
o стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
o научить человека взаимодействию с другими людьми;
o научить человека труду.
Вопрос 52. Общество
1. Общество — система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
2. Общественное бытие имеет две стороны:
o объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
o субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.
Основными сферами жизни общества являются:
o экономическая;
o социальная;
o политическая;
o духовная.
3. Экономическая сфера — базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:
o производство;
o распределение;
o обмен;
o потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
162
Экономическая сфера существует в следующих формах.
o экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
o деятельность институтов управления экономикой;
o способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
o производительные силы;
o производственные отношения.
Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:
o орудия труда;
o сырье и материалы;
o здания, сооружения;
o транспорт и т. д.
Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:
o отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
o отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
o отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:
o создает материальную базу существования общества;
o способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
o непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
o влияет на политические процессы;
o влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
4. Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
163
Основные элементы социальной структуры общества:
o классы;
o страты;
o сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
o люди города и деревни;
o представители физического и умственного труда;
o социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
o национальные общности.
По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:
o классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
o стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.