16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) — французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 — 1873) и Герберт Спенсер (1820 — 1903).
2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:
o философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
o для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
o основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
o философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
o философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
o философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:
o три стадии интеллектуального развития;
o три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
o теологическая (мировоззрение основано на религии);
o метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
o позитивная (основана на науке).
131
К стадии технического развития относятся:
o традиционное общество;
o доиндустриальное общество;
o индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:
o теологическая — традиционному обществу;
o метафизическая — доиндустриальному обществу;
o позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
1. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.
Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шла критика немецкой классической философии, особенно гегельянства:
o «критика слева», представленная материалистической философией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;
o «критика справа», представленная так называемой неклассической идеалистической философией.
2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и «классики», с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.
Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и «философия жизни» и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
132
3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.
Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.
В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:
o закон бытия — для пространства и времени;
o закон причинности — для материального мира;
o закон логического основания — для познания;
o закон мотивации для действий человека.
Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.
Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
o непосредственного познания;
o отвлеченного (рефлективного) познания;
o интуиции.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
133
Воля:
o лежит в основе сознания;
o является всеобщей сущностью вещей.
При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»).
Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
o окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
o сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля;
o мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;