16 Март 2011

Философия (конспект лекций)




o выступает с атеистических позиций;
o тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
o Бога как самостоятельной реальности нет;
o Бог — порождение сознания человека;
o религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
124
o распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
o корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
o мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
o Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
o Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
5. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз-можности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
o человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
o полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;
o основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
o данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;
125
o необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
o смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм — направление в философии, получившее широкое распространение в XIX веке.
Сторонники вульгарного материализма:
o полностью отрицали дух (идею) как реальность;
o единственной реальностью считали материю;
o отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс;
o были атеистами;
o в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);
o придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);
o отвергали диалектику;
o всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу «черное — белое»);
o значительно упрощали положения традиционного материализма.
2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.
Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. Написал книги: «Природа и наука», «Психическая жизнь животных», «Дарвинизм и социализм».
В своей философии Бюхнер:
o обосновывал несостоятельность идеалистических философских концепций;
o лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха;
o был последователем «социал-дарвинизма» — механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.
Яков Молешотт (1822 — 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс.
126
Карл Фохт (1817 — 1895) — философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по профессии:
o критиковал библейское учение о происхождении человека;
o считал человека близким родственником обезьяны;
o враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;
o считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — «мозг выделяет мысль, как печень желчь».
Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX — первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
o предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
o бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);